Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа
Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.
б) Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие
Сложная гипотеза содержит несколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действие диспозиции в зависимость от всей совокупности содержащихся в них условий.
Например: «Президентом Российской
Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в
Таким образом, норма со сложной гипотезой действует, если она содержит все условия, перечисленные в гипотезе.
в) Санкция - это часть
нормы права, определяющая негативные
последствия, наступающие для нарушителя
диспозиции нормы. Такое нарушение
может выразиться в неисполнении
юридической обязанности или
несоблюдении запрета. Таким образом,
санкция предусматривает
Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции.
Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений.
Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или иных неблагоприятных последствий.
г) Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.
Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.
Действие норм права по кругу лиц.
В тексте нормативно-правового
акта должно содержаться описание субъектов,
которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые
акты распространяются на всех лиц, находящихся
на территории государства, включая
иностранцев, лиц без гражданства,
структурные подразделения
Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и
государства. Не человек создан для государства, а государства, - таков теперь
главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность
Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается
не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно
тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.
Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но,
понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и
способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает
потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению
энергии каждого человека.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в
гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо
принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы.
Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно
развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной
регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение
человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и
обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека,
общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного
строя.
Выражение “высшая ценность”, упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится
не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в
конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в
обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и не
обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно глава 2 “Права
и свободы человека и гражданина”, подчинены этому суперпринципу, раскрывают и
детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы
человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов,
деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все
звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и
свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом
целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен
оправдываться правами и свободами.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию,
соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание
означает закрепление в
и свобод, предусмотренных
общепризнанными нормами
же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение
требует от государственных
любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать
условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает
действия судебных и
восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же
создание соответствующих гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что
государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это
необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло
прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того,
должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к
правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и
действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.
Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей
ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по
существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся
правовая система страны.
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту
гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным
государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и
прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в
полном объеме. Преимущество гражданства состоит в том, что государство обязанно
защищать своих граждан даже за пределами страны. Следовательно, правовой
статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация
которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает
институт гражданства в важную часть проблемы “человек - государство” и ставит
его основные положения в разряд основ конституционного строя.
Ныне положение человека радикально изменилось от положения человека в
тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6 ) установила, что гражданин
Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права
изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать
гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания
необходимы и для приобретения гражданства.
К основам конституционного строя относится также, закрепленный в ст. 6
Конституции РФ, принцип равного гражданства, не зависимо от оснований
приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения
стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и
гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные
Конституцией.
Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно
важным конституционным
признаком правового
закреплен в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права и свободы, являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - обязанность государства “. Иными словами, государство обязанно
не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального
воплощения.
и литературы.
Источники:
1) Кодекс об административных
правонарушениях Российской
М.:Издательский Торговый Дом “Герда”, 1998. - 256 с.
2) Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1
января 1997 г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа
ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.
3) Сборник Законопроектов Российской Федерации. - М.:Издательство Верховного
Совета РФ. 1993. - 79 с.
4) Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1
января 1997 г. - М.: “Новая волна”, 1997. - 142 с.
Литература :
1) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для
юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА,
1997. - 752 с.
2) Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 1996. - 120 с.
3) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации :
Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.
4) Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций / Издание
второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. - 312 с.
5) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В.
Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.
6) Лазарев Б. М. Что такое правовое государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.
7) Общая теория права. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С.
Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ
им. Н.Э.Баумана, 1996. - 384 с.
8) Разделение властей и парламентаризм. / Общ. Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН,
1992. - 126 с.
9) Соломон Питер Герман,
младший. Проблемы развития
постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с.
10) Четверин В. А. Демократическое правовое государство :введение в теорию. -
М.: Институт государства и права РАН, 1993. - 142 с.
1 Комментарий к Конституции РФ/ под
общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд “Правовая культура.”,1996. с.18
1 Лазарев Б.М.
“Что такое правовое
1 Лазарев Б.М.
Что такое правовое
2 Соломон П. Г. Проблемы развития
правового строя в постсоветской России.- М.:1997.с.39
1 Разделение властей и парламентаризм./
под.общ.ред.Глушко Е. К. М.:ИГПАН,1992. с.17
1 Разделение властей и парламентаризм./под.
общ. ред. Глушко Е. К.- М.:ИГПАН, 1992.с.18
список литературы
2] Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.) // «Российская газета» от 15 июня 1994 г.
Информация о работе Теория государства и права, ее предмет и функции