Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в определение роли теории государства и права на формирование грамотного современного российского юриста, на его профессиональную подготовку, и, следовательно, на создание правового государства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить все составляющие теории государства и права;
- осмыслить её функции;
- установить все её связи с другими юридическими науками.
Введение 3 1 Теория государства и права в системе юридических наук 5
1.1 Система юридических наук 5
1.2 Место теории государства и права в системе юридических наук 8
1.3 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина 12
2 Юридическое образование и особенности профессии
юриста и профессии адвоката 16
2.1 Современное юридическое образование 16
2.2 Особенности профессии юриста 19
2.3 Особенности профессии адвоката 22
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
В наше время юридическая
профессия охватывает огромный спектр
деятельности человека в обществе,
включая область
В условиях сегодняшнего дня правовые знания нужны любому человеку, ибо без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство. По образному выражению крупного специалиста в области юридического образования академика О.Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов – это все равно, что построить дом без строителей»12. Очевидно, поэтому в решении Коллегии Министерства образования РФ от 13 февраля 2001 года «О межведомственной программе «Развитие юридического образования в Российской Федерации»13 утверждается: «Юридическое образование является важнейшим фактором становления правового государственного и гражданского общества в России. Совершенствование и развитие этой социально значимой сферы образования - насущная необходимость».
Обучение в области юриспруденции - путь приобщения человека к знаниям, необходимым для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста. Оно органически связано с правовым воспитанием по принципу: «Нельзя обучать не воспитывая, нельзя воспитывать не обучая». Причем обучение должно развивать правовое мышление, познавательные и творческие способности студентов, помогать им трансформировать в реальность заложенные в них позитивные возможности. Важная цель юридического образования – воспитание высокого профессионального правосознания и правовой культуры юристов.
Что касается другой, не менее важной цели юридического образования – воспитания надлежащего правосознания и правовой культуры у населения, с нашей точки зрения, реализация её социально значима в нескольких аспектах: обогащает внутренний, духовный мир человека, инициирует установку на правомерное поведение, повышает гражданскую и правовую активность людей в делах государства и общества (особенно в сфере государственного управления, охраны правопорядка и осуществления правосудия), помогает полнее и эффективнее осуществлять свои права и обязанности, активизирует правозащитное движение в стране.
Массовая юридическая осведомленность и правовая воспитанность населения - весьма существенное, можно сказать, ничем не заменимое условие преодоления существующей ныне в нашей стране стихии правового нигилизма, недооценки роли права в жизни общества, значительное подспорье в обеспечении торжества верховенства закона и других принципов правового государства. Поскольку распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа - обязанность юристов, их надо учить этому ещё в стенах вуза. Умением вести правопросветительскую и правовоспитательную деятельность должны обладать все юристы, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому в новых государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по подготовке юристов в форме бакалавриата, специалитета и магистратуры правильно предусматривается педагогическая деятельность, включающая преподавание правовых дисциплин и осуществление правового воспитания. Но в этих стандартах не значатся учебные дисциплины, знание которых необходимо для такой деятельности14.
Проблемы юридического
образования и правового
Лишь при широкомасштабном
развертывании системы
Таким образом, наша страна испытывает острейшую потребность в создании системы всеобщего правового обучения и воспитания населения, и для этого имеются, как мы убедились, соответствующие социальные и правовые предпосылки. Они служат детерминантами оптимизации юридического образования, выступающего не только основой подготовки высококвалифицированных юридических кадров, но и важным условием удовлетворения указанной общественной потребности.
Только при высококачественном и развитом юридическом образовании возможна профессиональная подготовка высококлассных юристов, которые ныне в стране в острейшем дефиците.
2.2 Особенности профессии юриста
Юрист - это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющие применять их в практической деятельности.
Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности, но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой заметно сказываются на качестве жизни людей.
Это сложная, и очень важная работа. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций, и наконец, порядок на улице, безопасность граждан и всей страны. Ошибки юристов (незаконный арест, неверное решение суда), могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества, и на собственном авторитете юриста[10, С.38].
Справедливость чаще всего расценивается как синоним правосудия, а юриста, осуществляющего правосудие, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее качество любого юриста - это его справедливость во всём и всегда.
Требование справедливости есть органическая
часть более широкой
Понимая высшее юридическое образование как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, в качестве формального критерия соответствия стандарта и программ образования потребностям практической работы представляется возможным использовать информацию о должностных обязанностях, изложенную в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих16. А также можно использовать результаты обобщения должностных обязанностей в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях государственных органов.
Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей, в самом общем виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста, которые отраженны в приложение В:
- уметь толковать и применять законы,
- обеспечивать законность в
деятельности государственных
- вскрытие и установление фактов правонарушений,
- определение меры
Для всех юристов совершенно необходимыми и общими для всех направлений юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом; освоение методики работы с документами; осуществление межличностных коммуникаций; постановка, осознание и решение возникающих правовых задач, оценка и реализация результатов своей деятельности. Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приёмами с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.
Марк Тулий Цицерон говорил, что истинный законовед – «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»17.
Успех и неуспех в работе юриста, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько он умеет работать с людьми, оперировать фактами и правом применять нужную форму. Понимание права и значимости не сводится лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. Содержание законов и юридических норм с течением времени могут изменяться, но фундаментальные основы остаются прежними.
Юрист, обладая развитым правовым сознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости, а, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения.
Сущность юридической
профессии заключается в
В Российской Федерации юристом может быть лицо, получившее юридическое образование. По общему правилу, для производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом18.
Таким образом, профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль.
Необходимо создание государственных юридических приёмных, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.
2.3 Особенности профессии адвоката
Профессия адвоката (адвокат - лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, в том числе защита их интересов в суде) престижна и уважаема во всем мире. Свадьбы, разводы, сделки, покупки, гражданские споры и даже публичные заявления - все проходит под его четким руководством.
Как правило, адвокаты занимаются только гражданскими или только уголовными делами. Специализация бывает и более узкой - тяжбы, связанные с жильем, или дела по наследству.
По закону граждане России имеют право на бесплатную защиту в суде. Поэтому адвокаты обязаны время от времени заниматься делами, которые не приносят вознаграждения.
Заниматься адвокатской
практикой и иметь
Чтобы стать членом коллегии, необходимо представить в коллегию документ, подтверждающий не менее чем двухлетний стаж работы по специальности, сдать специальный экзамен и иметь за спиной хорошую поддержку. Каждая коллегия принимает в год не больше 30 новых членов.
Без адвокатов невозможно развитие экономики. Без бизнес-адвокатов реально не функционируют товарно-денежные отношения в современном обществе. Бизнес-адвокат, в отличие от адвоката, в судах выступает нечасто. Его задача как раз и состоит в том, чтобы его клиенту - фирме, банку, компании - не пришлось судиться. Он помогает составлять договоры и мирным путем разрешать различные конфликты. Эта работа имеет много общего с тем, чем занимается юрист в фирме. Только у бизнес-адвоката много клиентов и очень часто он приходит им на помощь в критических ситуациях. Бизнес-адвокатура - это та вершина, на которую многие юристы хотели бы подняться [10, С.51].
Адвокат оказывает юридическую помощь физическим лицам и организациям, защищает их интересы в суде.
Быть адвокатом не так просто. Адвокатский статус налагает ряд обязательств:
- из своего гонорара адвокат отчисляет средства на общие нужды адвокатской палаты (на сегодня в Москве это 515 000 рублей в месяц), на содержание соответствующей адвокатской структуры, на страхование профессиональной ответственности, на другие нужды, связанные с профессиональной деятельностью;
- делает вступительный взнос в адвокатскую палату (это не формальное, но повсеместное требование);
- бесплатно защищает
определенный круг лиц: эта
«повинность» не приносит доход
Федеральным законом от 28 октября 2003 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», вступившем в силу с 31 октября 2003 года, пункт 1 часть 1 статья 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно…»19.
Информация о работе Теория государства и права в системе юридических наук