Теория государства и права в системе юридических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определение роли теории государства и права на формирование грамотного современного российского юриста, на его профессиональную подготовку, и, следовательно, на создание правового государства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить все составляющие теории государства и права;
- осмыслить её функции;
- установить все её связи с другими юридическими науками.

Содержание работы

Введение 3 1 Теория государства и права в системе юридических наук 5
1.1 Система юридических наук 5
1.2 Место теории государства и права в системе юридических наук 8
1.3 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина 12
2 Юридическое образование и особенности профессии
юриста и профессии адвоката 16
2.1 Современное юридическое образование 16
2.2 Особенности профессии юриста 19
2.3 Особенности профессии адвоката 22
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

В наше время юридическая  профессия охватывает огромный спектр деятельности человека в обществе, включая область законодательной, исполнительной и судебной власти, органов управления всех уровней, руководство  различными предприятиями, учреждениями, организациями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную и частно-детективную деятельность, работу юрисконсульта, бизнес-юриста, юриста-политолога, юриста-финансиста, юриста-экономиста, научную и преподавательскую деятельность.

В условиях сегодняшнего дня правовые знания нужны любому человеку, ибо без юридически грамотных  людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство. По образному выражению крупного специалиста в области юридического образования академика О.Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов – это все равно, что построить дом без строителей»12. Очевидно, поэтому в решении Коллегии Министерства образования РФ от 13 февраля 2001 года «О межведомственной программе «Развитие юридического образования в Российской Федерации»13 утверждается: «Юридическое образование является важнейшим фактором становления правового государственного и гражданского общества в России. Совершенствование и развитие этой социально значимой сферы образования - насущная необходимость».

Обучение в области юриспруденции - путь приобщения человека к знаниям, необходимым для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста. Оно органически связано с правовым воспитанием по принципу: «Нельзя обучать не воспитывая, нельзя воспитывать не обучая». Причем  обучение должно развивать правовое мышление, познавательные и творческие способности студентов, помогать им трансформировать в реальность заложенные в них позитивные возможности. Важная цель юридического образования – воспитание высокого профессионального правосознания и правовой культуры юристов.

Что касается другой, не менее важной цели юридического образования – воспитания надлежащего правосознания и правовой культуры у населения, с нашей точки зрения, реализация её социально значима в нескольких аспектах: обогащает внутренний, духовный мир человека, инициирует установку на правомерное поведение, повышает гражданскую и правовую активность людей в делах государства и общества (особенно в сфере государственного управления, охраны правопорядка и осуществления правосудия), помогает полнее и эффективнее осуществлять свои права и обязанности, активизирует правозащитное движение в стране.

Массовая юридическая  осведомленность и правовая воспитанность населения - весьма существенное, можно сказать, ничем не заменимое условие преодоления существующей ныне в нашей стране стихии правового нигилизма, недооценки роли права в жизни общества, значительное подспорье в обеспечении торжества верховенства закона и других принципов правового государства. Поскольку распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа - обязанность юристов, их надо учить этому ещё в стенах вуза. Умением вести правопросветительскую и правовоспитательную деятельность должны обладать все юристы, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому в новых государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по подготовке юристов в форме бакалавриата, специалитета и магистратуры правильно предусматривается педагогическая деятельность, включающая преподавание правовых дисциплин и осуществление правового воспитания. Но в этих стандартах не значатся учебные дисциплины, знание которых необходимо для такой деятельности14.

Проблемы юридического образования и правового воспитания сказанным, разумеется, не ограничиваются. Совершенно очевидно, что нынешнее их состояние пока далеко от желаемого, тем более в свете идей и принципов правового государства [15, С.13].

Лишь при широкомасштабном развертывании системы всеобщего  правового просвещения и воспитания возможны изжитие правового нигилизма и формирование высокой правовой сознательности и культуры у наших граждан. Ясно и то, что потребности нашего общества в успешном решении этих вопросов очень велики, и они должны максимально удовлетворяться15.

Таким образом, наша страна испытывает острейшую потребность в создании системы всеобщего правового обучения и воспитания населения, и для этого имеются, как мы убедились, соответствующие социальные и правовые предпосылки. Они служат детерминантами оптимизации юридического образования, выступающего не только основой подготовки высококвалифицированных юридических кадров, но и важным условием удовлетворения указанной общественной потребности.

Только при высококачественном и развитом юридическом образовании возможна профессиональная подготовка высококлассных юристов, которые ныне в стране в острейшем дефиците.

 

 

2.2 Особенности  профессии юриста

 

 

Юрист - это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющие применять их в практической деятельности.

Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности, но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой заметно  сказываются на качестве жизни людей.

Это сложная, и очень важная работа. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций, и наконец, порядок на улице, безопасность граждан и всей страны. Ошибки юристов (незаконный арест, неверное решение суда), могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества, и на собственном авторитете юриста[10, С.38].

Справедливость чаще всего расценивается  как синоним правосудия, а юриста, осуществляющего правосудие, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее качество любого юриста - это его справедливость во всём и всегда.

Требование справедливости есть органическая часть более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Профессиональный долг выступает в качестве движущей силы трудового процесса.

Понимая высшее юридическое образование  как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, в качестве формального  критерия соответствия стандарта и программ образования потребностям практической работы представляется возможным использовать информацию о должностных обязанностях, изложенную в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих16. А также можно использовать результаты обобщения должностных обязанностей в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях государственных органов.

Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей, в самом общем виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста, которые отраженны в приложение В:

- уметь толковать и применять   законы,

- обеспечивать законность в  деятельности государственных органов,  предприятий, учреждений, должностных  лиц и граждан, 

- вскрытие и установление фактов правонарушений,

- определение меры ответственности  и наказания виновных, оказание  населению юридической помощи.

Для всех юристов совершенно необходимыми и общими для всех направлений  юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом; освоение методики работы с документами; осуществление межличностных коммуникаций; постановка, осознание и решение возникающих правовых задач, оценка и реализация результатов своей деятельности. Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приёмами с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.

Марк Тулий Цицерон говорил, что истинный законовед – «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»17.

Успех и неуспех в работе юриста, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько он умеет  работать с людьми, оперировать фактами  и правом применять нужную форму. Понимание права и значимости не сводится лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. Содержание законов и юридических норм с течением времени могут изменяться, но фундаментальные основы остаются прежними.

Юрист, обладая развитым правовым сознанием, способен стать  активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости, а, следовательно, успешно участвовать  в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения.

Сущность юридической  профессии заключается в обеспечении  функционирования механизма правового  регулирования и находит дальнейшую конкретизацию в содержании профессии. При этом содержание труда имеет социальный и функциональный аспекты. И если социальный характер труда юристов детерминирован социально-экономическими отношениями, то функциональный аспект не зависит от конкретно-исторических условий и позволяет говорить о совпадении функций юристов независимо от политического строя, экономических отношений и т.д.

В Российской Федерации юристом  может быть лицо, получившее юридическое  образование. По общему правилу, для  производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом18.

Таким образом, профессия юриста является одной из самых древних в истории  цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль.

Необходимо создание государственных  юридических приёмных, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.   

 

 

2.3 Особенности профессии адвоката

 

Профессия адвоката (адвокат - лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, в том числе защита их интересов в суде)  престижна и уважаема во всем мире. Свадьбы, разводы, сделки, покупки, гражданские споры и даже публичные заявления - все проходит под его четким руководством.

Как правило, адвокаты занимаются только гражданскими или только уголовными делами. Специализация бывает и более узкой - тяжбы, связанные с жильем, или дела по наследству.   

По закону граждане России имеют право на бесплатную защиту в суде. Поэтому адвокаты обязаны  время от времени заниматься делами, которые не приносят вознаграждения.

Заниматься адвокатской  практикой и иметь соответствующие  права (общение с подследственным, ознакомление с делом на досудебной стадии) могут только члены адвокатских  коллегий.

Чтобы стать членом коллегии, необходимо представить в коллегию документ, подтверждающий не менее чем двухлетний стаж работы по специальности, сдать специальный экзамен и иметь за спиной хорошую поддержку. Каждая коллегия принимает в год не больше 30 новых членов.

  Без адвокатов  невозможно развитие экономики. Без бизнес-адвокатов реально не функционируют товарно-денежные отношения в современном обществе. Бизнес-адвокат, в отличие от адвоката, в судах выступает нечасто. Его задача как раз и состоит в том, чтобы его клиенту - фирме, банку, компании - не пришлось судиться. Он помогает составлять договоры и мирным путем разрешать различные конфликты. Эта работа имеет много общего с тем, чем занимается юрист в фирме. Только у бизнес-адвоката много клиентов и очень часто он приходит им на помощь в критических ситуациях. Бизнес-адвокатура - это та вершина, на которую многие юристы хотели бы подняться [10, С.51].

Адвокат оказывает юридическую  помощь физическим лицам и организациям, защищает их интересы в суде.

Быть адвокатом не так просто. Адвокатский статус налагает ряд обязательств:

- из своего гонорара  адвокат отчисляет средства на  общие нужды адвокатской палаты (на сегодня в Москве это  515 000 рублей в месяц), на содержание соответствующей адвокатской структуры, на страхование профессиональной ответственности, на другие нужды, связанные с профессиональной деятельностью;

- делает вступительный  взнос в адвокатскую палату (это  не формальное, но повсеместное  требование);

- бесплатно защищает  определенный круг лиц: эта  «повинность» не приносит дохода, поэтому берутся за бесплатную защиту либо начинающие адвокаты, либо истинные альтруисты.

Федеральным законом  от 28 октября 2003 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», вступившем в силу с 31 октября 2003 года, пункт 1 часть 1 статья 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно…»19.

Информация о работе Теория государства и права в системе юридических наук