Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:02, реферат

Описание работы

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Что такое функции государства………………………………………....5
3. По каким основаниям можно классифицировать функции государства………………………………………………………………..6
4. Как взаимосвязаны функции государства и его сущность……………8
5. Что представляют собой внутренние и внешние функции государства……………………………………………………………….11
6. Что представляют собой постоянные и временные, основные и неосновные функции государства……………..………………………15
7. Как соотносятся функции государства и его тип.…………………….16
8. Какие формы и методы осуществления функций государства вам известны………………………………………………………………….19
9. Что такое эволюция функций государства…………………………….20
10. Какие процессы, периоды можно выделить в эволюции функций …………………………………………………………………………….22
11. Какие проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей природной среды вы знаете……………………………...23
12. Заключение……………………………………………...…………….….27
13. Список используемой литературы…………………...…………………28

Файлы: 1 файл

контрольная ТГП.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

(представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся  на разделение властей, не у всех ученых- юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Функции же государства - это  деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной

организацией.

Основные направления  деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Сущность государства это смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

 

 

Что представляют собой внутренние и внешние функции государства

 

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Функция охраны правопорядка

Охрана господствующего  способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,определяет их компетенцию.

     2)   Экономическая  функция.

Эта функция государства  сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа). В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует самые  различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например,

приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

     3)       Социальная функция.

Эта функция сопряжена  с экономической, в значительной мере зависит от

экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства. Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай

болезни, пособие в связи  с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне

многие государства объявляют  себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

В реализации социальной функции  большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в

настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

     4)   Экологическая  функция

Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природ пользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В основе осуществления функции  лежат следующие принципы:

  1). Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства

независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот или нет.

  2). Использование природных  богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

  3). Неукоснительное соблюдение  природоохранительных

 Применительно к каждому  государству выделяют особые

функции.

Внешние функции государства:

1). Функция обороны.

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая

внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый  институт

государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

    Службы внешней  разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

    Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2)  С функцией обороны  тесно связана функция захвата  чужих территорий и

сфер влияния. Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

3)  В современных условиях  у государства возникает новая  функция – 

функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

4)  Поддержанию мира  и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д..

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что представляют собой постоянные и временные, основные и неосновные  функции государства

 

Постоянные и временные  функции. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.

Основные и неосновные функции. Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата государства в их осуществление. Например, функция обороны страны предполагает решение задач не только оборонительного характера, но также связанных с образованием и воспитанием молодежи, развитием экономики, науки и т.д. В их решении участвуют многие органы государства. В то же время уличное движение регулирует лишь соответствующая инспекция в структуре МВД.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как соотносятся функции государства и его тип

 

Соотношение функций государства  и его типа.  это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Исторический тип государства  — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих  признаков: единством экономической  и классовой основы, сущности, социального  назначения, общими принципами организации  и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство  — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое  государство создано в целях  охраны, укрепления и развития собственности  рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство  — основа феодал и его зависимые  крестьяне;

Буржуазное государство  — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство  — сущность этого государства, как  организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую  организационную форму экономического и социально-культурного руководства  обществом в условиях строительства  социализма и коммунизм.

Не универсальная схема, не все государства подпадают  под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в  начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и  одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и  т. д.).

Раннее государство —  это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и  сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения  организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

Информация о работе Теория государства и права