Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат "О возвышенном" содержит такие слова: "К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее"1.

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

  • 1) реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и в иных государственных решениях;
  • 2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
  • 3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;
  • 4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;
  • 5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем реализации права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества.

Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народного правления, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем, существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим основным направлениям деятельности государства.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

  • 1) выработка экономической политики в масштабе общества;
  • 2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.;
  • 3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма) и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;
  • 4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

Следует иметь в виду, что в периоды экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующихся и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Опыт зарубежных стран показывает, что рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования ,в условиях рыночных отношений имеет свою специфику. Планирование при рыночной экономике: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

При характеристике экономической функции государства следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет свою эффективность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.

Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948)1 провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, и по возможности смягчать социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рыночных отношений государство должно освободить указанные сферы общественной жизни от рыночных механизмов, взяв их на свое полное обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное, и весьма важное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного род катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду составляет одно из естественных фундаментальных прав человека. В ст. 42 Конституции РФ, например, зафиксировано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, ' возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении .экологических требований.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиками налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный "вертикальный" характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков1.

Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую природу данной функции. Однако на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только своеобразием сферы применения, но и формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.

Информация о работе Теория государства и права