Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат "О возвышенном" содержит такие слова: "К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее"1.

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка.

Обеспечение прав человека - главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав* человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др.

4. Внешние функции  государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются: 1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свободы выбора форм интеграционных связей; 3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер.

Эти принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Это означает, что национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляться только на основе закона; собственнику должна быть компенсирована потеря имущества и возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др. ,

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний. Во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

  • 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
  • 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

  • обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;
  • распространения опыта и методики осуществления контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;
  • применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);
  • согласования национальной политики отдельных государств в экологической сфере;
  • механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

  • 1) функции государства расширяются, как и сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, функция охраны и защиты прав человека) становятся внешними;
  • 2) кардинально изменяется содержание многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
  • 3) утверждается приоритет общесоциального, гуманистического начала в функционирований государства;
  • 4) возрастает национальная и социальная ценность государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

 

 

5. Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права. Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы1. Среди правовых форм обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.

Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реализации принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство и т.д.

Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового  регулирования.

2) Метод принуждения, используемый  при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации  на конкретный вариант поведения  или действий, желательных с точки  зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому  варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

4) Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически  устроенного государства универсальное  значение. В последнее время метод  договорного регулирования получил  широкое распространение не только  в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет  лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Генеральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и зашить: прав и свобод личности - уполномоченный по правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.

Информация о работе Теория государства и права