Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:35, курс лекций
Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат "О возвышенном" содержит такие слова: "К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее"1.
Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобязательные для работодателя и работников решения по вопросам самоуправления трудового коллектива, предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива, условий деятельности общественных объединений и организаций. Трудовой коллектив наделяется правом утверждать правила внутреннего трудового распорядка в организации, избирать комиссию по трудовым спорам, обсуждать и одобрить комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контроль за ходом выполнения этих планов, за соблюдением работниками правил по охране труда.
7. Преступные сообщества. Российские правоведы и политологи, как правило, выводят преступные сообщества за пределы политической системы гражданского общества.
В настоящее время организованная преступность в Российской Федерации является общеизвестным и бесспорно установленным фактом, с которым должных считаться как государство, так и юридическая наука. В соответствие с реалиями современной жизни надлежит привести и теоретические представления о политической системе РФ, дополнив ее таким специфическим, но действенным компонентом, как преступные сообщества. Они издавна оказывали заметное влияние на все сферы общества, а в определенные периоды играли решающую роль как в политической системе страны, так и в судьбе общества в целом. Ярким примером этому может служить РСДРП(б) - Российская социал-демократическая партия большевиков, - которая, работая в подполье, будучи запрещенной организацией, в конечном итоге осуществила революцию, низвергла царское правительство и создала социалистическое государство.
Преступные сообщества оказывают заметное влияние и на современные политико-правовые процессы в Российской Федерации.
Под преступным сообществом понимается сплоченная, организованная группа людей, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп в таких целях. Таким образом, преступное сообщество, как и любое общественное объединение, состоит из определенной совокупности людей, имеющих общий интерес и связанных единством цели. При этом в сообществе достигнута достаточно высокая степень организованности, сплоченности. Оно имеет: 1) руководителя; 2) документ, закрепляющий порядок деятельности сообщества, его цели, права и обязанности членов, порядок приема в сообщество и др.; 3) фиксированное членство, хотя по соображениям конспирации не все члены могут знать друг друга. Однако всегда имеется лицо, которое руководит и направляет деятельность той или иной части преступного сообщества, не разглашая им сведений о наличии других частей, групп сообщества и состоящих в них членах. Преступное сообщество создается с целью совершения серии противоправных или длящихся преступлений, его деятельность планируется осуществлять в течение продолжительного времени. Тем самым оно отличается от группы лиц, объединившихся для совершения какого-либо одного преступления или иного правонарушения.
От легально действующих общественных объединений преступное сообщество отличается двумя признаками: 1) Оно действует нелегально, вопреки уголовному запрету. Нелегальность выражается не в том, что сообщество действует без государственной регистрации. Как уже ранее говорилось, законодательство РФ разрешает общественным и религиозным объединениям действовать без прохождения этой процедуры. Нелегальность преступного сообщества означает, что его организация и деятельность прямо запрещены законом. 2) Сообщество ставит своей целью совершение тяжких или особо тяжких преступлений типа захвата власти неконституционным путем, пропаганды национальной или религиозной розни, совершения хищений имущества в больших размерах, совершения заказных убийств и др.
По сфере противоправных посягательств преступные сообщества традиционно подразделяются на уголовные и политические.
Уголовные преступные сообщества ставят своей целью совершение противоправных деяний, посягающих на права личности, ее жизнь и здоровье, общественную безопасность и общественный правопорядок, общественные отношения в сфере экономики, экологии, воинской службы. Все преступления совершаются сообществом с целью удовлетворения личных интересов ее членов, желающих обогатиться, приобщиться к современным благам цивилизации нелегальным, противозаконным путем, посягая на права других лиц и государства. Интересы уголовных преступных сообществ остаются преимущественно в экономической сфере. Такие сообщества, как правило, не поднимаются до уровня политической деятельности и не ставят своей непосредственной целью воспрепятствование деятельности государства, его органов, смену власти или политического режима.
Политические преступные сообщества, наоборот, ставят своей непосредственной целью захват власти неконституционным вооруженным путем, организацию мятежей, а также совершение действий, препятствующих нормальной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Это могут быть террористические акты, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, диверсии, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны и другие преступления против мира и безопасности человека.
Политические преступные сообщества запрещаются законом потому, что используют такие методы борьбы за власть, которые могут поставить общество на грань гражданской войны, причинить большие человеческие жертвы и разрушения.
Непосредственное воздействие преступных сообществ на политико-правовые процессы в обществе свидетельствует в пользу их признания в качестве самостоятельного компонента политической системы РФ. Преступные сообщества находятся в антагонистических отношениях со всеми иными компонентами политической системы.
3. Основные направления совершенствования политической системы Российской Федерации
Политическая система РФ во всем многообразии ее связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во-вторых, невысокая политическая культура граждан Российской Федерации и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.
Преодоление названных и некоторых других недостатков, присущих политической системе РФ, составляет основную задачу ее дальнейшего развития как необходимого этапа на пути построения правового государства и создания такого политико-правового режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятственно реализовывать свои политические права, не нарушая прав других граждан и общества в целом. При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы: 1) совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы; 2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения; 3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства; 4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.
В процессе совершенствования законодательства надлежит преодолеть пробелы и ликвидировать противоречия, присущие действующим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, принятым по вопросам организации и деятельности общественных организаций и иных компонентов политической системы РФ. В качестве первоочередной меры в этом направлении предстоит принять федеральные законы о политических партиях и трудовых коллективах, которые позволили бы закрепить правовой статус этих важнейших субъектов политических отношений и обеспечить их активное участие в делах общества и государства. С учетом практики действия федеральных законов об общественных организациях и о некоммерческих организациях необходимо устранить противоречия между ними и ГК РФ, закрепив деиственные правовые средства, препятствующие возникновению ситуаций, когда общественная организация превращается в ширму для ординарной коммерческой деятельности.
Повышение уровня политического и правового сознания населения, граждан РФ является необходимым условием эффективного действия всей политической системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических прав и свобод каждого человека, его активное участие в делах государства и общества. Конечно, эта задача не может решиться в одночасье или за один-два года, а требует длительного периода, в течение которого население России должно не только получать основы политических и правовых знаний, но и на собственном опыте убеждаться в полезности и необходимости активного участия в политической жизни страны, грамотном использовании своих политических нрав и свобод.
Для осуществления действенной и целенаправленной деятельности государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения, надлежащему финансированию этой деятельности федеральным исполнительным органам государства надлежит принять специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому и правовому просвещению населения средств массовой информации - прессы, радио, телевидения, а также образовательных учреждений.
Политически грамотное население несомненно проявит значительно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организациям следует также значительно активизировать свою связь с населением, постоянно и последовательно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, массами, не имея в них твердой опоры, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных органах государства и иные успехи в политической борьбе с другими партиями и общественными организациями.
Решающее значение в деле совершенствования политической системы РФ имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений. Без решения этой проблемы и создания прочного правопорядка в стране и политике все иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо прежде всего минимизировать деятельность нелегальных преступных сообществ, устранить их негативное влияние на политико-правовой климат страны. Задача правового государства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать нарушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального террора и насилия, но и своевременно пресекать подобные действия со стороны общества, той его части, которая в своих узкоэгоистических целях продолжает террор и насилие на нелегальной основе. Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служащими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником политики государства.
Глава 8
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО
1. Становление и развитие идеи правового государства
Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: "Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?"
Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество .нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.
Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон в диалогах "Государство", "Законы" высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.
Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует "власть закона", утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.
С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях "О государстве", "О законах", "Об обязанностях" он обосновал вывод о том, что государство есть "соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права" и сформулировал правовой принцип, согласно которому "под действие права должны подпадать все".
Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводится мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок.
Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно XVIII-XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса "Левиафан", "Основы философии" проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства - положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.