Теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Я считаю, что проблема понимания права актуальна и сегодня, особенно в современной юридической теории права. В данной работе можно увидеть наиболее распространенные теории права, их представителей, содержание теорий, их плюсы и минусы. Цель работы не расставить приоритеты и не выделить одну единственную теорию, а продемонстрировать каждую из теорий, дать им описание, чтобы дать наиболее полную картину понимания права с Древности до наших дней. Читатель имеет право придерживаться любой из данных теорий.

Содержание работы

Введение. 2
Основные теории права. 3
Теологическая теория. 3
Естественно-правовая теория. 4
История естественного права. 5
Историческая школа права. 9
Нормативистская теория права. 10
Марксистская теория права. 11
Психологическая теория права. 11
Социологическая теория права. 12
Реалистическая теория права. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

Реферат по Теории права.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Сторонники  светской теории считают, что естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа.

Это очень хорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно того, что об этом может записать законодательный орган. В данном случае человек ничем не отличается от другого живого существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим.

Однако человек  является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому  он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право  на достоинство личности, которое  возникает и формируется по мере развития общественных отношений.

В числе естественных разные авторы называют:

  • право на жизнь (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.);
  • право на свободу (И.Л. Пструхин);
  • право на равенство (А.Б. Венгеров);
  • право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);
  • право на личную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);
  • право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);
  • право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);
  • право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев);
  • право на собственность (А.О. Хармати);
  • право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);
  • право на безопасность, на сопротивление угнетению (B.C. Нерсесянц);
  • право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);
  • право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

Однако отнесение  ряда из этих прав к числу естественных в юридической литературе подвергается сомнению. Например, собственность при определенных обстоятельствах может быть отделена от человека.

При обозначении  указанных прав нередко наряду с  термином «естественные» используются определения «неотчуждаемые», «универсальные», «фундаментальные», «элементарные», «основные».

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно — при лишении жизни все другие права теряют смысл. Право человека на жизнь зафиксировано в ст. 19 Конституции России, причем это сделано впервые в истории нашей страны.

Наряду с  правом на жизнь наиболее значимыми  естественными правами являются право на свободу, право на достоинство личности, право наличную неприкосновенность, зафиксированные в межлународно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции РФ (ст. 20, 21).

Все другие естественные права представляют собой так  называемые вторичные естественные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве составляющих их частей. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) — составляющие обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство  личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в  один иерархический ряд.

Данные социальные блага, являющиеся объектами естественных прав, в контексте рассматриваемых вопросов можно обозначить следующим образом.

Жизнь — это биологическое существование человека как живого существа, а также процесс его социальной деятельности.

Свобода — это деятельность, поведение, действия человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений. интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права.

Достоинство личности — это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в определенных нормами права случаях влечет юридическую ответственность.

Личная неприкосновенность — это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а также направленных на проникновение в его жилище, просмотр личных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни.

 

 

Историческая школа права.

 

В конце XVIII —  начале XIX в. наибольшую известность  получила историческая школа права. Представители: Гроций Гуго, Фридрих  Савиньи30, Георг Пухта31 и другие. Основные идеи данной теории заключались в том, что право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. А также, они считали, что право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания». Теоретики исторической школы права также отрицали права человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства данной теории заключались в том, что  в ней впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Также справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны  исторической школы права, что данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

 

Нормативистская теория права.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Ее представителями были Рудольф Штаммлер32, Павел Иванович Новгородцев, Ганс Кельзен33.

Основной идеей теории (в частности концепции Кельзена) является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинством  данной теории является то, что в  ней верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы; нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны заключались в том, что осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами. Также, признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

 

Марксистская теория права.

Марксистская теория права наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Ее представителями были Карл Маркс34, Фридрих Энгельс35, Владимир Ильич Ленин36 и многие другие. Основные идеи марксистской теории в том, что право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление; содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

Достоинства марксистской теории, что право понимается как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного; показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабая сторона  марксистской теории в том, что в  ней сильно преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества, а право слишком жестко связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

 

Психологическая теория права.

Психологическая теория права получила развитие в XX в. Представители психологической теории права Лев Иосифич Петражицкий37(основоположник теории, которая наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»), Игорь Михайлович Рейснер38. Основные идеи психологической теории, что психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; понятие и сущность права рассматриваются, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре, которые соответственно формируют «игорное право», «детское право».

В теории особое внимание обращается на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими и политическими. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида. В теории повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества, а источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Но осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права. И в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

 

Социологическая теория права.

Социологическая теория права окончательно сформировалась в XX в. Представители: Евгений Эрлих39, Сергей Андреевич Муромцев40. Их основные идеи, что право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего. Следовательно, под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов. Право есть реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права. Теоретики социального права формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Информация о работе Теория права