Теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Я считаю, что проблема понимания права актуальна и сегодня, особенно в современной юридической теории права. В данной работе можно увидеть наиболее распространенные теории права, их представителей, содержание теорий, их плюсы и минусы. Цель работы не расставить приоритеты и не выделить одну единственную теорию, а продемонстрировать каждую из теорий, дать им описание, чтобы дать наиболее полную картину понимания права с Древности до наших дней. Читатель имеет право придерживаться любой из данных теорий.

Содержание работы

Введение. 2
Основные теории права. 3
Теологическая теория. 3
Естественно-правовая теория. 4
История естественного права. 5
Историческая школа права. 9
Нормативистская теория права. 10
Марксистская теория права. 11
Психологическая теория права. 11
Социологическая теория права. 12
Реалистическая теория права. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

Реферат по Теории права.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление. В теории совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Но если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Социологическая юриспруденция начала формироваться  в конце XIX в. В это время социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались, с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, с другой — путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.

Социологический подход концептуально формируется  тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали  удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

В России после  Октябрьской революции на почве критики старых законов также пропагандировался социологический подход. Так, Петр Иванович Стучка41 объявил новые общественные связи самим правом. Однако вскоре от такого подхода отошли, так как стало появляться позитивное право Советского государства, которое следовало выполнять.

 

 

Реалистическая теория права.

Реалистическая теория права в наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основателем данной теории был известный немецкий юрист Рудольф Иеринг42. Другие ее представители: Карл Ллевелин43, Оливер Холмс44, Джон Фрэнк.

Согласно реалистической теории под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения. Сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни. И отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).

Достоинства теории в акцентировании внимания на процессе вынесения судебных решений, на необходимости учитывать формирующуюся судебную практику, а также детальное исследование судебной деятельности как значимого фактора правообразования.

 Но так  как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, то сфера правового регулирования существенно сужается, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Слабой стороной данной теории является и неопределенность права, за которую выступают представители названной теории, снижает качество права как социального регулятора, что может дезориентировать субъектов.

 

Заключение.

Таким образом, теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Пытаясь понять, что такое право и какова его  роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Так что же такое  право? Общепринятое определение права  гласит, что право – это система общеобязательных, формально определяемых норм, установленных и обеспечиваемых государством, в котором отражены существующие в обществе общественные интересы и отношения субъектов, которые регулируют поведения людей.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене, что особенно актуально в XXI веке.

 

 

Список литературы.

1. Теория государства и права // под ред. В.М.Корельского. Москва, 2001г.

2. Электронный ресурс: http://www.grandars.ru.

 

 


    1. Хаммурапи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.
    2. Фомаа Аквинский (родился примерно в 1225 — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов», основатель томизма, член ордена доминиканцев; признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
    3. Томас Гоббс (5 апреля 1588— 4 декабря 1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
    4. Джон Локк (29 августа 1632— 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
    5. Александр Николаевич Радищев (20августа 1749 года— 12сентября 1802 года) — русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.
    6. Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.
    7. Платон (428 до н. э.— 348) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
    8. Аристотель (384 до н. э. — 2 октября 322 до н. э.) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
    9. Гуго Гроций (10 апреля 1583— 28 августа 1645) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.
    10. Жан-Жак Руссо (28 июня 1712— 2 июля 1778) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.
    11. Поль Анри Тири Гольбах (8 декабря 1723— 21 июня 1789), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
    12. Князь Евгений Николаевич Трубецкой (23 сентября 1863— 23 января 1920) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких.
    13. Борис Николаевич Чичерин (7 июня 1828— 17февраля 1904) — русский правовед, философ, историк и публицист. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина.
    14. Павел Иванович Новгородцев (28 февраля 1866— 23 апреля 1924) — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права). Один из представителей либерализма в России.
    15. Владимир Сергеевич Соловьёв (16 января 1853— 31 июля 1900) — русский религиозный мыслитель, мистик поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
    16. Иван Александрович Ильин (28 марта 1883— 21 декабря 1954) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.
    17. Вла<span class="dash0410_0431_0437_0430_0

Информация о работе Теория права