Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:09, реферат
Я считаю, что проблема понимания права актуальна и сегодня, особенно в современной юридической теории права. В данной работе можно увидеть наиболее распространенные теории права, их представителей, содержание теорий, их плюсы и минусы. Цель работы не расставить приоритеты и не выделить одну единственную теорию, а продемонстрировать каждую из теорий, дать им описание, чтобы дать наиболее полную картину понимания права с Древности до наших дней. Читатель имеет право придерживаться любой из данных теорий.
Введение. 2
Основные теории права. 3
Теологическая теория. 3
Естественно-правовая теория. 4
История естественного права. 5
Историческая школа права. 9
Нормативистская теория права. 10
Марксистская теория права. 11
Психологическая теория права. 11
Социологическая теория права. 12
Реалистическая теория права. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15
Содержание
Введение.
Что такое право? Право – это один их видов регуляторов общественных отношений. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезнет, но и возрастет. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферы жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право, правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальном явлению.
Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным и неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения также не бывает без уяснения смысла правовых требований.
Без всестороннего и глубокого понимания смысла права невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Ни издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знаний подлинной воли законодателя, которая получила официальное выражение. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.
Я считаю, что проблема понимания
права актуальна и сегодня, особенно
в современной юридической
Основные теории права.
Теологическая теория.
Согласно теологической теории
Например, в Законах Хаммурапи1 отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. В христианской же религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский2. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов, где вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром; божественный закон — это Библия (из нее человек черпает представление об истине); естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом, исходящего из природы человека и не зависящего от усмотрения государственных законодательных органов (закон, отражающий естественные права человека); а человеческий закон есть позитивное право издаваемое государством (так как государство – творение Бога, то позитивное право также является отражением его воли).
Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.
Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).
Но в теологической теории есть и противоречивые моменты. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры, то есть ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Теологическая теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество и применение прав, так как они производны от воли Бога.
Есть и положительная сторона теории, авторы теологической теории впервые связывают понятие «право» и «справедливость».
Естественно-правовая теория.
Естественно-правовая теория свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Её яркими представителями были Томас Гоббс3, Джон Локк4 и Александр Николаевич Радищев5.
Согласно естественно-правовой теории право и закон разделяются (так как наряду с позитивным правом принимаемым государством, существует и естественное право, данное человеку от рождения, то есть совокупность неотъемлемых прав человека, выражение наиболее существенных социальных возможностей человека). И наоборот, отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы). Основной идеей естественной теории является и то, что источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.
Отличительными положительными чертами данной теории является то, что естественно-правовая теория является революционной, прогрессивной. Именно под флагом этой теории совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй. В естественной теории подмечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Источником прав человека теория провозглашает природу, либо Бога, и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур. При реализации естественных прав имеются свои особенности. Естественные права всегда реализуются непосредственно, то есть без какого бы то ни было правоприменительного акта. И сама реализация осуществляется объективно, независимо от воли людей.
Теория имеет и слабые стороны. Такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
История естественного права.
Естественное право возникло практически вместе с появлением человека и человеческого сообщества, в глубокой древности, но осознаваться и признаваться стало на гораздо более позднем этапе развития — в период Нового времени.
Первые идеи о том, что человек обладает некими правами, данными ему от природы, возникли еще в древности. Упоминания об этом содержатся в сочинениях Сократа6, Платона7, Аристотеля8 и других мыслителей Античности. Правда, понимание естественных прав тогда заметно отличалось от последующих времен и было в известном смысле ограниченным.
Так, по мнению Аристотеля, разделение людей на рабов и свободных объясняется тем, что таковыми они являются от природы, поскольку именно природа наделила одних людей (свободных) правом владеть другими (рабами), и поэтому последние должны подчиняться первым.
В древнеримском государстве юристы также немало рассуждали над естественными (природными) правами.
Так, в сочинениях
древнеримских юристов, помимо их знаменитого «jus civile» (
Один из знаменитых
древнеримских юристов Ульпиан
Таким образом, в древнеримский период естественное право обозначается уже с большей степенью правовой обоснованности и определенности, чем в эпоху Древней Греции. Однако и в древнеримском государстве не сложились научные подходы к этому явлению, здесь еще нет правовых теорий как таковых, а есть пока отдельные высказывания, можно сказать, штрихи, наброски к теориям, которые будут разработаны много позже. А упоминание о том, что естественным правом обладают даже животные, свидетельствует об относительно невысоком уровне развития этой теории.
В Средневековую эпоху теоретическое развитие естественного права обогатилось весьма незначительно. Здесь свой отпечаток наложило то обстоятельство, что интеллектуальное развитие в период феодализма было сковано религиозными догмами. Соответственно, и вопросы, касающиеся естественного права, освещались исходя из божественного начала, определявшего вечность и неизменность природы человека.
Наступившее после Средневековья Новое время было, без сомнения, временем естественного права. Именно в этот период естественное право получило наиболее интенсивный импульс в своем развитии. Буржуазные революции провозгласили принципы равенства всех людей, свободы, другие права. Наиболее наглядно это было закреплено в правовых актах конституционного содержания США и Франции. Так, в Декларации независимости США 1776 г. указывается, что «мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».
Вслед за американцами естественные права были закреплены в знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в преамбуле которой говорилось о том, что представители французского народа решили изложить в Декларации «естественные, неотъемлемые и священные права человека», к числу которых относятся «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2 Декларации).
Указанные и другие конституционные нормы, закрепляющие естественные права, обязаны своим появлением соответствующим правовым идеям. Начало новым правовым веяниям дали голландец Гуго Гроций9 (XVI-XVII в.), английский философ Томас Гоббс (конец XVII-XVIII в.), французские мыслители Жан-Жак Руссо10(XVIII в.), Поль Анри Гольбах11(XVIII в.).
В дальнейшем, в XIX в., теория естественного права испытывает определенный кризис, связанный с некоторым угасанием той мошной либерально-демократической волны, которая была под- пята буржуазными революциями, а также в связи с более активным развитием других направлений правовых наук.
Заметный след в развитие теории естественного права внесли отечественные правоведы, среди которых Евгений Николаевич Трубецкой12, Борис Николаевич Чичерин13, Павел Иванович Новгородцев14, Владимир Сергеевич Соловьев15, Иван Александрович Ильин16.
В период Советского государства теория естественного права в нашей стране не находила официальной поддержки.
В настоящее время по данной проблематике издано достаточно большое количество работ (Bладик Сумбатович Нерсесянц, Феликс Михалович Рудинский, Елена Андреевна Лукашева, Владимир Алексеевич Карташкин, Николай Игнатьевич Матузов, Михаил Николаевич Марченко, Сергей Александрович Мордовец, Александр Васильевчи Малько, Николай Сергеевчи Малеин, Виктор Михайлович Чхиквадзе, Сергей Сергеевич Алексеев, Анатолий Борисович Венгеров, Юрий Иванович Гревцов). В них проблема естественного права освещается уже с гораздо более широких позиций, причем разброс мнений по разным аспектам достаточно большой. Большинство исследователей признают естественное право как социально-правовое явление и считают его предтечей права позитивного.
Кроме того, в современной России естественные права человека получили государственную поддержку, а соответствующие положения включены в Конституцию России.
В настоящее время различают два основных направления теории естественного права: