Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:28, реферат
Тема общественного договора, рассматриваемая мной в рамках самостоятельной контрольной работы имеет интересную историю. В разное время, в разных странах, мыслители по-разному смотрели на общественный договор и естественное право. Поэтому моя работы состоит из четырех отдельных, но взаимосвязанных по сути параграфов. Изучая их в предложенной последовательности можно проследить как меняется роль общественного договора в сознании людей, как зарождается и развивается теория общественного договора.
ВВЕДЕНИЕ
Тема общественного договора, рассматриваемая мной в рамках самостоятельной контрольной работы имеет интересную историю. В разное время, в разных странах, мыслители по-разному смотрели на общественный договор и естественное право. Поэтому моя работы состоит из четырех отдельных, но взаимосвязанных по сути параграфов. Изучая их в предложенной последовательности можно проследить как меняется роль общественного договора в сознании людей, как зарождается и развивается теория общественного договора.
1. Гуго Гроций о естественном праве
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583 1645 гг.).
Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросами общей истории, этнографии, античной литературы. Сходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.
Гроций делит право на:
Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым.
Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):
- Воздержись от присвоения чужого.
- Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.
- Возмести выгоду за пользование чужой вещью.
- Договора должны выполняться.
- Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.
- Воздаяние людям заслуженного наказания.
Согласно Гроцию,
некогда существовало естественное состояние
, когда не было ни государства, ни частной
собственности. Развитие человечества,
утрата им первоначальной простоты, стремление
людей к общению, их способность руководствоваться
разумом побудили их заключить договор
о создании государства. Теория договорного
происхождения государства резко противостояла
феодальным концепциям
Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц , подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае крайней необходимости , большой и явной опасности , грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа . В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии.
Сущность и
происхождение естественного
Сторонами общественного договора являются все индивидуумы. Его существенным условием является выбор одной из форм правления. При этом, государство обязано обеспечить свободное общение людей между собой.
В случае неисполнения условий общественного договора со стороны государства, народ вправе свергнуть такую власть и избрать новую.
2. Т.Гоббс и Дж. Локк о природе государства и права
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - английский философ. По убеждению Гоббса, люди равны от природы по своим физическим и умственным способностями. Имеющиеся же различия не настолько велики, чтобы кто-то мог претендовать на исключительное превосходство над другими.
Различия в способностях людей английский философ объясняет механически, то есть зависимостью от степени подвижности животных духов - темперамента. Отсюда, например, у одних преобладают рассудочное мышление, другие склонны к фантазии. Первым он советовал заниматься наукой или философией, вторым - техническим или художественным творчеством.
На развитие и проявления способностей человека, по мнению Гоббса, в значительной мере влияют следующие факторы: образ жизни, сложившиеся обстоятельства, самопознание и самокритика, а также авторитеты.
Под естественным правом понималась основанная на эгоистическом влечении человека, свобода делать все, что ему угодно, против кого угодно для самосохранения. Произвол действий, в конечном счете, превращал жизнь людей в естественном состоянии в войну всех против всех . Естественное право делало жизнь человека одинокой, кратковременной, грозило катастрофой - гибелью человечества.
Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является матерью всех естественных наук. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены). Однако намерение Гоббса создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось несбыточным; при всей абстрактности исходных позиций его учения и логичности выводов из этих позиций и выводы, и сами исходные позиции несли на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи.
Гоббс строил свое
учение на изучении природы и страстей
человека. Мнение Гоббса об этих страстях
и природе крайне пессимистично: людям
присущи соперничество (стремление к наживе),
недоверие (стремление к безопасности),
любовь к славе (честолюбие). Эти страсти
делают людей врагами: человек человеку волк (homo homini
Определенное
влияние на учение Гоббса оказали
и острые классовые столкновения
в гражданской войне:
Пагубность состояния войны всех против всех понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни). Самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремится к миру и следовать ему (чтобы прекратить войну всех против всех).
Производным от этого закона является второй естественный закон. Отказ каждого от своих прав в той, мере в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по содержанию они одинаковы, так как гражданские законы суть естественных законов, только подкрепленных силой государства. Их нельзя отменить или изменить простым волеизъявлением государства. Следовательно, возникает необходимость в особом искусственном теле - государстве, появление которого автор Левиафана связывал с переходом от естественного к общественному состоянию бытия людей, чтобы покончить с войной всех против всех.
Согласно представлениям Гоббса, переход к общественному, государственному состоянию совершался с помощью общественного договора, но он допускал и возможность естественного способа происхождения государства , то есть завоевания власти с помощью силы. Однако предпочтительнее для него был общественный договор. Отказываясь от естественного права (то есть свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого определялась как единое лицо, ответственным за действие, которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства все их, так как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты.
Таким образом, общественный договор заключался не между народом и носителями верховной власти, а между людьми (каждый соглашается с каждым) по поводу вручения государством их естественных прав (за исключением права самозащиты). Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия государства. Более того, верховная власть не могла быть уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была восстановлена . Согласно общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы. Прерогативы суверена неделимы и непередаваемы никому: Делить власть государства - значит разрушать его . Государство, по образному выражению Гоббса, превращалось в Левиофана - мифическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех.
Главный довод в пользу наделения государство такой властью в том, что отсутствие такой власти (оборачивающейся непрерывной войной всех против всех ) чревато значительно худшими последствиями. Из этого вытекает главное предназначение государства в поддержании с помощью гражданских законов и государственных институтов власти мирных отношений, которые желали люди. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции. Его задача поощрять всякого рода промыслы, как судоходства, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки ; силы принуждения к труду физически здоровых людей.
Одной из задач государственной власти является обеспечение той собственности которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права . Частная собственность является условием общежития необходимым средством к миру.
В произведениях Т. Гоббса говорится об обязанностях суверена . Все они как считал философ, содержатся в одном положении: благо народа - высший закон. Долг суверена - хорошо управлять народом ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Но в рамках учения Гоббса о государстве они выглядят декларативно.
В трудах Гоббса содержится понимание свободы, как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том чтобы дать им правильное направление. Законы, подобно изгородям на краю дороги, поэтому лишние законы вредят и не нужны. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; таковы свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать место пребывания, свою пищу, свой образ жизни и т.д..
Гоббс, как и его предшественники, рассматривал три основные форм государственного правления:
- Монархию, где власть принадлежит одному лицу.
- Демократию, где власть принадлежит собранию и любой гражданин имеет в нем право голоса.
- Аристократию, где власть принадлежит собранию, но право голоса в нем имеет лишь определенная часть граждан.
- Тирания, анархия, олигархия, по мнению Гоббса, не являются самостоятельными формами, эти термины могут быть использованы для обозначения негативных проявлений названных основных форм.
Таким образом, можно
сказать, что понимание Гоббса политических
и социальных функций государства
является откликом и ответом на вопросы
организации жизни
Политико-правовые итоги Славной революции получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632 1704 гг.).
Джон Локк (1632-1704 гг.). Главные политико-правовые произведения: Два трактата о государственном правлении (1690 г.). Здесь, а также в Письмах о веротерпимости (1685 г.) нашли свое отражение взгляды английского просветителя на общественное и государственное устройство и был обобщен его собственный опыт политической деятельности. Локк сторонник теории естественного права и общественного договора. Естественным состоянием считал догосударственное.
Существенное
влияние на социально-политические
воззрения Локка оказали
Информация о работе Т.Гоббс и Дж. Локк о природе государства и права