Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:28, реферат
Тема общественного договора, рассматриваемая мной в рамках самостоятельной контрольной работы имеет интересную историю. В разное время, в разных странах, мыслители по-разному смотрели на общественный договор и естественное право. Поэтому моя работы состоит из четырех отдельных, но взаимосвязанных по сути параграфов. Изучая их в предложенной последовательности можно проследить как меняется роль общественного договора в сознании людей, как зарождается и развивается теория общественного договора.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле общественный договор выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как царство разума как выдвигаемая им общественно-политическая программа. И, хотя эта программа в своем роде утопия, ее основные положения действуют сейчас в нашей жизни.
1. Все эти принципы вытекают из самой природы вещей и основаны на разуме. Руссо стремится сочетать право с тем, что предписывает выгода.
2. Все люди рождаются свободными. Ни 1 человек не имеет естественной власти над себе подобными, сила не создает никакого права. Следовательно, основой любой законной власти среди людей могут быть только соглашения.
3. Общественное соглашение / Общественный договор - ассоциация, акт народа по созданию условного коллективного целого: каждый передает в общее достояние и под высшее руководство общей воли свою личность и свое имущество - таким образом создаются условия, равные для всех, нет ни одного члена ассоциации, в отношении которого остальные не приобретали бы тех же прав, которые они уступили ему в отношении к себе.
4. Результат Общественного договора:
человек теряет свою естественную свободу;
приобретает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он обладает;
приобретает равенство личностей.
5. Гражданская свобода: это право подчиниться закону, который ты сам для себя установил. Ограничена общей волей.
Суверенитет:
неотчуждаем. Только
общая воля в соответствии с общим
благом управляет государством.
неделим. Общая воля народа - суверен - создает закон. Частная воля - акт магистратуры (исполнительная власть) - выдает декрет.
6. Акт суверенитета:
- это не соглашение высшего с низшим, а соглашение Целого с частями;
- цель акта суверенитета - общее благо;
- не определяет еще ничего из того, что суверен должен делать, чтобы себя сохранить.
7. Суверен - это общая воля народа. Закон - акт суверена - выражает общую волю народа.
Общая воля:
- учитывает только общие интересы, выбрасывает из суммы воль всех людей взаимоуничтожающие крайности;
- чтобы получить выражение именно общей воли, необходиом, чтобы в государстве не было ни 1 частичного сообщества, чтобы каждый гражданин высказывал только свое собственное мнение;
- не может высказываться по поводу предмета частного;
- если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет принужден к этому всем общественным Организмом.
8. Общее благо: свобода и равенство (сила вещей всегда стремится удалить равенство, следовательно, сила законов всегда должна защищать его).
9. Законодательная власть: принадлежит только народу и не может делегироваться депутатам.
Зло в политике:
представительская демократия - передача
народом законодательной
10.
- создает акты частного характера, которые не относятся к области Закона;
- правительство - служитель суверена;
-
- может быть представлена депутатами.
11. Распад государства: если государь-узурпатор не повинуется законам.
Смерть Политического Организма: если верховная власть суверена - законодательная власть не принадлежит народу.
12. Чем лучше устроено Государство, тем больше у граждан заботы общественные превалируют над личными.
13. Существует только 1 Договор в Государстве - это Общественный договор, Правительство же учреждается законом суверена, т.е. исполнительная власть - не господа народа, а его чиновники.
14. В Государстве не существует никакого основного закона, который не может быть отменен, включая Общественное Соглашение.
В трактате Ж.-Ж. Руссо Об общественном договоре , описано идеальное государство, в котором люди, отдав свои силы, свободу и имущество во имя общества, получают взамен гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту. Всякий идеал недостижим.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются: Персидские письма (1721), Размышления о причинах величия и падения римлян (1734) и, наконец, О духе законов (1748), в котором он отражает свое мнение об общественном договоре.
Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Монтескье в книге О духе законов создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы правления, свойственные определенному историческому периоду.
Он считал, что
свобода и равенство
Монтескье отрицает
идею общественного договора.
Государство возникло в результате морального порядка. Природа первична, человек- часть природы.
4. Политико-правовая мысль США в конце 18 века.
Здесь основные фигуры: Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелких производителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии и плантаторов- рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими двумя течениями разгорелась борьба по вопросу о государственном строе США и Конституции 1787 г.
С позиции теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Опираясь на теорию договорного происхождения государства, Джефферсон считал королевскую власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроля над нею. Если же власть пожирает права народа, последний вправе переменить правительство и заменить его таким, которое наилучшим способом служит его интересам. Этим Джефферсон обосновывал право народа на восстание против тирании, идею народного суверенитета.
В отличие от европейских просветителей, которые делили историю человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная ("без правительства, как это обстоит с индейцами"), вторая - народовластная ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело . в наших штатах"), третье- деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях").
Естественные права американский просветитель понимал не как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования.
Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем. В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав. К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:
- право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов;
- право личной неприкосновенности;
- право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов;
- право свободы совести и вероисповедания;
- право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским.
Пейн. Как представитель естественно-правовой теории Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе (например: право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом и сохранялось еще у североамериканских индейцев. Гражданские же права принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством (например право собственности), т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.
Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между обществом и государством.Они различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: "общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь".
Гамильтон. Гамильтон был последователем Гоббса. Его философия логически подводила к государству - Левиофану с высокоцентрализованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.
Гамильтон отрицал
теорию естественного равенства
людей. Деление людей на богатых
и бедных, а соответственно на просвещенных
и непросвещенных, способных и неспособных
управлять делами общества, было для него
бесспорным. Американские мыслители не
внесли существенно-новых положений в
Западноевропейскую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория общественного
договора имеет неоднозначную историю.
Гуго первый, кто
ввел понятие общественного
Согласно Гоббсу по общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан.
Учение Локка об общественном договоре направлено на отрицание как теологической, так и естественно-силовой концепции происхождения государства. Покоренное население, - отмечал он, - терпит поработителей только до той поры, пока не может сбросить их силой . Уже в естественном состоянии люди пытаются прийти к соглашению относительно разумного следования законам общественной жизни и установления моральных норм и обязательств. На основе этих соглашений и рождается общественный договор.
Суть общественного
договора Локк видел в добровольным
отказе людей от некоторой части своих
естественных прав в пользу создаваемого
государства и замене моральных норм и
обязательств политическими законами.
Каждый человек, заключивший общественный
договор, уполномочивает
Большой вклад в развитие теории общественного договора внес Ж.Ж . Руссо. Трактат Об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо (1712 1778 гг.) один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле общественный договор выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как царство разума.
В результате общественного договора человек теряет свою естественную свободу; приобретает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он обладает; приобретает равенство личностей.
Информация о работе Т.Гоббс и Дж. Локк о природе государства и права