Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:36, реферат
В первой главе были рассмотрены основные определения, виды и назначение типологии государства. Во второй главе описаны подробно основные подходы к классификации государства. В третьей главе описано содержание, признаки и типы государств согласно формационному подходу. В четвертой рассмотрен цивилизационый подход к типологии государства так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. Пятую и шестую главы автор посвятил «альтернативным» подходам к типу государства это: политика-правовая типология и личностный подход.
Теократическое государство.
Теократическое государство - особая форма
организации государственной власти,
при которой последняя принадлежит церковной
иерархии. Обычно высшая власть в таком
государстве принадлежит главе господствующей
церкви (он же глава государства), признаваемому
"живым богом", "наместником бога
на земле", "первосвященником"
и т. п. (фараон, царь, император, халиф).
Практически государственные полномочия
возложены на духовенство, жрецов. Законом
признаются "веления бога" - Священное
писание, шариат и т. п. и воля главы государства
и церкви. Впервые термин "Теократия"
встречается в сочинениях Иосифа Флавия.
Примерами Теократии эпохи рабовладельческого
строя были, например, древневосточные
деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство,
Арабский халифат). В средние века теократическая
власть папы римского была установлена
в Папской области. Согласно политической
доктрине католицизма того времени, власть
европейских монархов считалась производной
от высшей власти папы римского и подчинена
ей (материальным выражением этой зависимости
была "церковная десятина", взимаемая
в католических странах Европы).
В настоящее время примером теократического
государства является Государство-город
Ватикан, представляющий собой абсолютную
теократическую монархию. Законодательная,
исполнительная и судебная власть в Ватикане
принадлежат Папе, пожизненно избираемому
коллегией кардиналов. В новейшее время
теократические формы сохранялись также
как пережитки прошлого в наименее развитых
странах.
Атеистическое государство.
Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма. Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.
Содержание и основные признаки формационного подхода. |
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки. В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом. Серьезной критике подвергалось учение об общественно-экономической формации как критерий типологии государств и правовых систем за претенциозность на абсолютную правильность и непогрешимость, за излишнюю идеологизированность и идеализированность в период существования Советского государства и других социалистических государств, за претензию на универсальность и некоторый схематизм, за недооценку разнообразия и специфичности связей и зависимостей в конкретных общественно-политических и экономических системах, за однолинейно-спрямленное понимание всемирно-исторического процесса, и др. Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что предлагаемая типология государств и правовых систем с использованием общественно-экономической формации как критерия их классификации не является однозначно понимаемой и, соответственно, таким же образом применяемой. В отечественной и зарубежной философской и социологической литературе используется несколько вариантов определения и применения данного критерия. Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государств и правовых систем является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства. Согласно этой схеме выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) и, соответственно, — четыре типа государств и правовых систем. Связывая существование государства и права с классовым обществом, сторонники этой концепции отрицают возможность их появления и функционирования при первобытнообщинном строе. Наряду с данной схемой, в научной литературе в последние годы стала довольно широко применяться и шестичленная схема деления всемирно-исторического процесса. Особенность ее заключается в том, что к вышеназванным формациям, в основе которых лежит рабовладельческий, феодальный и иной способ производства, добавляется еще так называемый азиатский способ производства. Он отражает весьма важные специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока. Азиатскому способу производства, если следовать логике, должна соответствовать особая общественно-экономическая формация и, соответственно, свой особый тип государства и права. Данный вариант типологии государств и правовых систем особенно вызывал и вызывает среди специалистов в области философии, государства и права довольно разноречивые суждения и споры. |
Типы государств согласно формационному подходу.
Восточное государство.
До недавнего
времени восточные государства в учебной
и научной литературе обычно относили
к рабовладельческому типу. Правда, и тогда
у этих государств отмечалось немало специфического,
вносились предложения выделить их в особый
вид (тип). И действительно, для такого
выделения есть достаточно оснований.
Древневосточные государства (Египет,
Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около
5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия.
Географическое положение, особые климатические
и почвенные условия в этих странах вызывали
необходимость организации крупных и
сложных оросительных систем. Такой характер
сельскохозяйственного производства
("азиатский способ производства")
требовал, во-первых, сохранения родовой
общины, ибо отдельные семьи не могли проводить
сложные и объемные ирригационные работы,
а во-вторых, наличия сильной публичной
власти. Поскольку государство управляло
коллективным трудом общинников по сооружению
оросительных систем, то оно присваивало
себе и право верховной собственности
на землю. В результате общинники стали
зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической
основой государств восточного типа являлась
государственная собственность на землю
и ирригационные сооружения. Здесь существовала
и частная собственность монарха, его
приближенных, но она не играла существенной
роли в производстве. Такой характер собственности
во многом определял специфическую, "пирамидальную"
В ряде восточных государств (Китай и др.)
рабство носило семейный (патриархальный)
характер, при котором рабы мало отличались
от обычных общинников. В Египте, Вавилоне
были государственные и храмовые рабы,
которые вносили большой вклад в экономику
этих стран. В Индии сложилась закрепленная
религией кастовая организация общества.
В целом в древневосточных государствах
не было традиционной классовой дифференциации
общества. Огромную роль в их жизни играли
вековые традиции. Для них было характерно
заторможенное, застойное развитие. Во
многих ранневосточных государствах веками
ничего не изменялось. Восточные государства
выполняли несколько функций:
1) организации общественных работ (по созданию
и эксплуатации ирригационных сооружений);
2) финансовую - взимание податей;
3) военную - оборона своей территории или
захват чужих территорий;
4) подавления сопротивления общинников
и рабов.
Для выполнения своих функций государства
создавали мощный чиновничий строго централизованный
аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала
войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных
государствах длительное время не существовало
строгого разграничения компетенций между
отдельными ведомствами и чиновниками.
Организация государственной власти в
странах древнего Востока чаще всего принимала
форму "восточной деспотии", при которой
вся полнота не ограниченной ничем власти
принадлежала одному властителю - наследственному
монарху, правящему при помощи сильного
военно-бюрократического аппарата.
Рабовладельческое государство.
Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением. Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но, будучи неимущими, так же как и рабы эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в, до н. э. и др.). Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка. Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса. Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функции захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних, и внутренних функций. Частями аппарата выступали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.
Феодальное государство.
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:
Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.