Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:36, реферат
В первой главе были рассмотрены основные определения, виды и назначение типологии государства. Во второй главе описаны подробно основные подходы к классификации государства. В третьей главе описано содержание, признаки и типы государств согласно формационному подходу. В четвертой рассмотрен цивилизационый подход к типологии государства так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. Пятую и шестую главы автор посвятил «альтернативным» подходам к типу государства это: политика-правовая типология и личностный подход.
Буржуазное (капиталистическое) государство.
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.
Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов — буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, в следствии экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический (непримиримый) характер. Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.
Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.
На рубеже XIX и ХХ столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от «фантома» демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. — это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или частичные уступки пролетариату в виде социальных реформ и преобразований. В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Что, в прочем, не меняет сути дела: собственность, так или иначе, будь-то государственная или акционерная, остается частной.
Изменения, происходящие в наиболее развитых капиталистических странах Запада, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории, на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, как впрочем, и другие новомодные теории, не выдерживает никакой критики. Даже официальная статистика ведущих международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др., отчетливо показывает все увеличивающуюся огромную дифференциацию между самыми богатыми и самыми бедными слоями общества, рост процента населения, находящегося за чертой бедности и нищеты. Безусловно, рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу – Коммунизму, переходным этапом, к которому является т.н. социалистическое государство.
Социалистическое государство (Диктатура пролетариата).
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях. Основы учения о государстве диктатуры пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны – первой попытке создания такого государства, а В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства – пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства – эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату. По сути, это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждает, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является, собственно государством, а становится отмирающим "полу-государством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. «Далее, при переходе от капитализма к коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, «государство» еще необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо, дешевле. И оно совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры, естественное дело, не в состоянии подавить народа без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без «машины», без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс (вроде Советов рабочих и солдатских депутатов — заметим, забегая вперед)». Широкий демократизм пролетарского государства основан на системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначе говоря т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений.
Сильное качественное изменение в пролетарском государстве претерпевают основные институты политической власти. Выше уже говорилось об изменениях в сфере публичной власти – законотворчества и исполнения законов. Армия, из профессиональной становиться милиционной, т.е. строится по системе всеобщего вооружения народа. Кроме того, она осуществляет, совмещает в себе сразу две функции: охрану от внешней угрозы; поддержание внутреннего порядка. Заработная плата чиновников осуществляется на уровне средней заработной платы рабочего, что, безусловно, ставит в прямую зависимость интересы чиновничества от общего уровня жизни всего населения. В экономической сфере. Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал. Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства[8].
Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.
Переходное государство.
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства. Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
Основные достоинства формационного подхода:
1) выявлена принадлежность
2) определена зависимость
3) показан эволюционно-
Основные недостатки формационного подхода:
1) не учитываются иные факторы:
духовные, культурные, психологические,
национальные, географические, и т.д..,
которые также наряду с
2) заранее предопределена схема
закономерной смены одного
3) не учитывается восточный тип государства со свойственными ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная форма государственности, в то время как первые государства, возникшие на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.
4) игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;
5) социалистическое государство
представляется единственным «
6) в результате всеобщей
Однако, несмотря на целый ряд на целый ряд существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.
Содержание и основные признаки цивилизационного подхода.
Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации»