Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:14, курсовая работа
В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология.
Введение
Глава 1. Типология государства. Формационный подход
1.1.Характеристика формационного подхода
1.2.Достоинства и недостатки формационной концепции
Глава 2. Типология государства. Цивилизационный подход
2.1. Характеристика цивилизационного подхода
2.2. Достоинства и недостатки цивилизационной концепции
Глава 3. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к типологии государства
3.1. Интегративный подход
3.2. Проблемы типологии государства. Теория современного государства
Заключение
Список использованных литературных источников
Основной причиной отсутствия в типологии восточного типа государства видим в следующем. Формационная теория государства складывалась на основании исторического опыта Европы. В «Капитале» К.Маркс, исследовав экономику западного государства в период установившегося капитализма, отметил особое значение для развития государства таких экономических факторов, как способ производства, средства производства и собственник средств производства. При этом им отмечаются отличительные особенности – экономические отношения в государствах Запада строятся на принципах частной собственности. Восточное государство не было включено в типологию, так как экономические отношения в нем строились по иному принципу, принципу господства государственной собственности. В связи с этим восточное государство развивалось по иному пути, который не вписывался в единую концепцию развития западного государства.
К. Маркс предвидел возможность наличия недостатков в теории и отмечал, что она не имеет права претендовать на статус общеобязательной. Однако в советской юридической науке теория, сформированная на основании эмпирических данных западного государства, была обозначена как общая типология. Советскими учеными утверждалось, что каждое государство, независимо от его особенностей, с развитием экономических отношений должно пройти соответствующие этапы.
Подводя итог, следует отметить, что критика в адрес формационного подхода в некоторых случаях неоправданна. Ряд положений интерпретировался некоторыми учеными в советской юридической науке не вполне корректно, что в более поздний период стало трактоваться как недостатки самой формационной концепции. Анализ первоисточников доказал, что изначально концепция не содержала многих ныне критикуемых положений.
Глава 2. Типология государства. Цивилизационный подход.
§ 1. Характеристика цивилизационного подхода
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация».
В последнюю треть 20 в. значительную популярность среди историков, политологов и юристов различных стран обрел подход, который в основу типовой классификации государств выводит категорию «цивилизация», ее уровень, достигнутый теми или иными народами. Основу цивилизационного подхода, существенно расширившего рамки классификационных критериев государственности, впервые сформулировал Н.Я. Данилевский, который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. «Исторически перспективным» он считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада. Позицию Н.Я. Данилевского уже в 20 столетии отстаивал русский эмигрант и известный социолог, профессор Гарвардского университета П.Л. Сорокин (1889-1968), который утверждал, что «отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, рассматривающей лишь одну цивилизацию как прогрессивную и созидательную в противовес остальным, статическим и не созидательным» .
В настоящее время в цивилизационной концепции преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.
Одной из наиболее распространенных
и характерных для этого
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия – это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия – «сдвиг», «взлет» научно-технического развития, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».
Также цивилизационный подход к типологии государства связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.
А. Тойнби пишет, что культурный
элемент представляет собой душу,
кровь, лимфу, сущность цивилизации; в
сравнении с ним экономический
и тем более политический планы
кажутся искусственными, несущественными,
заурядными созданиями природы и
движущих сил цивилизации. Понятие
цивилизации он сформулировал как
относительно замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, психологических, культурных,
географических и иных признаков, два
из которых остаются неизменными: религия
и формы ее организации, а также
территориальный признак. «Исследуя
основания каждого отдельного общества,
в одних случаях мы обнаруживаем,
что оно состоит в сыновнем
родстве с более древним
Эти общества принято называть
цивилизациями (полностью независимых
– около десяти), в отличие
от примитивных обществ (около 650), которые
обладают сравнительно короткой жизнью,
ограничены территориально и малочисленны.
Жизнь цивилизаций, наоборот, более
продолжительна, они занимают обширные
территории, а число людей, охватываемых
цивилизациями, как правило, велико.
Они имеют тенденцию к
Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду на основе разделения труда, приобщиться к социальным ценностям на базе социального подражания, перейти из статического состояния в динамическое и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации – «через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого рода обществ статично, и отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества». Цивилизации А. Тойнби связывает с наличием «универсального государства», в том числе и местного.
Представляется, что понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей. Причем в рамках этого подхода тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
В самом общем виде феномен
цивилизации можно
В рамках цивилизационной типологии Тойнби тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В частности, он пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации, в сравнении с которыми экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Цивилизацию ученый характеризует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизмененными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло.
Таким образом, цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые при всем их различии имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Вместе с тем множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, обуславливает неопределенность данного подхода, усложняет его применение в научно-исследовательском и учебном процессе.
Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.
В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются1:
1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
2) в межгосударственных отношениях;
3) в их взаимоотношениях с обществом;
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.
Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер.
Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.
Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.10
Вторичные цивилизации –
это западноевропейская, восточноевропейская,
североамериканская, латиноамериканская,
буддийская и др. В них проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.
§ 2. Достоинства и недостатки цивилизационной концепции
Исследование цивилизационного подхода также определило ряд недостатков данного подхода. Цивилизационная теория основывается на отнесении государства к конкретной цивилизации. Необходимо отметить, что в науке отсутствует общепризнанное определение базового понятия «цивилизация». Научное историческое наследие насчитывает немало, в том числе взаимоисключающих, определений.
На основании проведенного анализа существующих понятий выделим несколько направлений в понимании этого социального феномена.
Во-первых, цивилизация определяется как культурно-духовная единица, которая является или государством, или входит в его состав наряду с другими культурно-духовными единицами, или поглощает в себя несколько государственных образований (А. Тойнби, Л.И. Рейснер, С. Хантингтон, В.Е. Лиманский и др.). Согласно данному направлению цивилизацией является общественная организация, имеющая собственную социокультурную систему, которая носит приоритетный характер среди иных детерминантов её развития (экономических, политических и т.д.). Во-вторых, цивилизация определяется как стадия развития человеческого общества. (О. Шпенглер, Л.И. Новикова, М.П. Глебочкин и др.). В отличие от первого направления, где культура носит приоритетный характер по сравнению с иными составляющими общественной системы, во втором направлении авторы концепций учитывают политические, экономические, природно-климатические и иные факторы. В третьем направлении цивилизация сопоставляется с особенностями деятельности индивида, общества (Ю.Ф. Кожурин, Л.И. Семеникова и др.).
Информация о работе Типология государства: соотношение формационного и цивилизационного подходов