Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из пяти глав. В первой главе были рассмотрены понятия государства и его признаки, во второй главе понятие и назначение типологии государств, в третьей главе, – критерии формационного подхода и типы государств согласно формационному подходу, в четвертой, – критерии цивилизационного подхода, и наконец, в пятой главе приведены примеры иных предложенных теорий типологии государств.
Введение
Тема моей курсовой работы – «Типология государства». Вопрос о типологии государств и их классификации всегда оставался, и несмотря на сегодняшние научные достижения, остается открытым и по сей день. Актуальность изучения данного вопроса заключается в том, чтобы точно и правильно распределить государства по типам для более подробного их изучения. Это нужно для того, чтобы более точно представить развитие и становление государственности у каждого общества и выявить какие-либо свои закономерности.
Множество ученых философов,
историков, социологов и политологов
высказывают свое мнение по поводу
наилучших критериев для
Данная курсовая работа состоит
из пяти глав. В первой главе были
рассмотрены понятия
Во время выполнения этой
работы использовалась различная
литература различных авторов и
иные проверенные источники
Государство представляет собой
сложное явление. С древних времен
предпринимались попытки
Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.
В современной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый прием. В наборе приведенных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий:
Иногда в качестве основных признаков указывают на единый язык общения, наличие армии и т. д., но данные признаки нельзя отнести к важнейшим определяющим, скорее к вспомогательным. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, так она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947г. Японии запрещено иметь армию, нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.
С учетом перечисленных признаков государство можно определить как – властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходными признаками на основании тех или иных факторов.
Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.
Типология государства –
это научная классификация
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства
конкретного исторического
Особенности исторических
периодов в развитии
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств состоит в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.
2.1. Проблема выбора критериев классификации государств
Типология, или классификация по типам, государств и их правовых систем представляют собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи. Типология – отражение логики естественноисторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.
Типология государства должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с выработанными самой жизнью, социально-политической практикой объективными критериями. Среди них можно назвать социально-классовую сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства.
В научной литературе принимались
попытки классификации
Мнение Л. Гумпловича и других авторов, стоявших в данном вопросе на сходных позициях, не получило поддержки и развития, во-первых, в силу того, что предлагавшаяся классификация распространялась не на всю историю, а лишь на относительно ограниченный, современный автору период существования государств. А во-вторых, в силу того, что она затрагивала не все стороны жизнедеятельности государств, а лишь их внешнюю, количественную сторону (территорию, население). Что же касается их внутренней качественной, стороны, связанной с сущностью, содержанием, функциями и социальным назначением государств, которая, собственно и должна была лежать в основе классификации, то о ней даже не упоминалось.
В настоящее время типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
Суть данного критерия
состоит в том, что за основу классификации
государств и правовых систем берется
их принадлежность к той или иной
общественно-экономической
Формационный критерий для
многих зарубежных и практически
всех отечественных авторов
Однако с началом перестройки и изменением идеологических, неполитических ориентаций в России, данный критерий некоторыми теоретиками стал подвергаться сомнению. Но поскольку при этом не было выдвинуто других, более убедительных критериев, в научной литературе продолжают пользоваться данным критерием и поныне.
Что представляет собой общественно-
Каждая общественно-
Каждой общественно-
Руководствуясь данным критерием,
его не следует, однако, абсолютизировать
и считать единственно
Из всего сказанного об
общественно-экономической
3. 1. типы государств согласно формационной теории
Типология государств, в своем основании,
имеет общественно-