Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из пяти глав. В первой главе были рассмотрены понятия государства и его признаки, во второй главе понятие и назначение типологии государств, в третьей главе, – критерии формационного подхода и типы государств согласно формационному подходу, в четвертой, – критерии цивилизационного подхода, и наконец, в пятой главе приведены примеры иных предложенных теорий типологии государств.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.72 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы – «Типология государства». Вопрос о типологии государств и их классификации всегда оставался, и несмотря на сегодняшние научные достижения, остается открытым и по сей день. Актуальность изучения данного вопроса заключается в том, чтобы точно и правильно распределить государства по типам для более подробного их изучения. Это нужно для того, чтобы более точно представить развитие и становление государственности у каждого общества и выявить какие-либо свои закономерности.

Множество ученых философов, историков, социологов и политологов  высказывают свое мнение по поводу наилучших критериев для распределения  государств по типам, также было предложено много теорий и подходов развития государств, но более подробно мы рассмотрим лишь два наиболее точных и по мнению многих ученых наиболее правильных подхода, – это формационный и цивилизационный подходы.

Данная курсовая работа состоит  из пяти глав. В первой главе были рассмотрены понятия государства  и его признаки, во второй главе  понятие и назначение типологии  государств, в третьей главе, – критерии формационного подхода и типы государств согласно формационному подходу, в четвертой, – критерии цивилизационного подхода, и наконец, в пятой главе приведены примеры иных предложенных теорий типологии государств.

Во время выполнения этой работы  использовалась различная  литература различных авторов и  иные проверенные источники информации.

 

  1. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Государство представляет собой  сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует  общепринятое, общепризнанное представление  о нем.

Рассматривая государство  с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической  и др., можно выделить лишь те или  иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.

В современной юридической  литературе понятие государства  определяется чаще всего через его  признаки. Это общепринятый прием. В  наборе приведенных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий:

  • Публичная политическая власть – один из главных признаков государства, она распространяется на все населения страны, и действует от его имени. Для осуществления публичной власти, государство обладает аппаратом управления и принуждения, – это чиновники, законодательные органы, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения, обладающие правом законного применения принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти;
  • Наличие территории – любое государство имеет свою территорию, которая представляет материальную основу государства. Территория каждого государства имеет свои границы. Границы также определяют то пространство, на которое распространяется государственная юрисдикция (власть, суверенитет). К территории относится суша, воды, недра, воздушное пространство;
  • Государственный суверенитет – означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами;
  • Общеобязательный характер правовых актов государства – определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. применять, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство может посредством общеобязательных актов устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать его к исполнению;
  • Наличие государственной казны – один из ключевых признаков поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.  

Иногда в качестве основных признаков указывают на единый язык общения, наличие армии и т. д., но данные признаки нельзя отнести  к важнейшим определяющим, скорее к вспомогательным. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, так она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947г. Японии запрещено иметь армию, нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

С учетом перечисленных признаков  государство можно определить как  – властно-политическую организацию  общества, обладающую государственным  суверенитетом, специальным аппаратом  управления и принуждения, устанавливающую  правовой порядок на определенной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ

История развития государственности  насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе  теории государства и права придается  особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство  со сходными признаками на основании  тех или иных факторов.

Типология – учение о  классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные  типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам  и свойствам объектов данного  рода; это учение об упорядочении и  систематизации сложных объектов. В  данном случае таким сложным объектом выступает государство.

Типология государства –  это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще  данному типу государств их общие  закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.  Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема  научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

 Особенности исторических  периодов в развитии государственно-организационного  общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют, тем не менее, выявить  существенные общие черты, характерные  для всех государств данного  периода. Первые попытки такого  обобщения, несмотря на отсутствие  исторического опыта государственного  строительства, были предприняты  Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что  основными критериями разграничения  государств являются: Количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель.  По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств состоит в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

 

 

2.1. Проблема выбора критериев  классификации государств

Типология, или классификация  по типам, государств и их правовых систем представляют собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи. Типология – отражение логики естественноисторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

Типология государства должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с выработанными  самой жизнью, социально-политической практикой объективными критериями. Среди них можно назвать социально-классовую сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства.

В научной литературе принимались  попытки классификации государств и на другой основе. Например, Л. Гумплович пытался классифицировать современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения. «С этих двух точек зрения, писал он, все современные государства можно разделить на мировые, великие и малые».

Мнение Л. Гумпловича и других авторов, стоявших в данном вопросе на сходных позициях, не получило поддержки и развития, во-первых, в силу того, что предлагавшаяся классификация распространялась не на всю историю, а лишь на относительно ограниченный, современный автору период существования государств. А во-вторых, в силу того, что она затрагивала не все стороны жизнедеятельности государств, а лишь их внешнюю, количественную сторону (территорию, население). Что же касается их внутренней качественной, стороны, связанной с сущностью, содержанием, функциями и социальным назначением государств, которая, собственно и должна была лежать в основе классификации, то о ней даже не упоминалось.

В настоящее время типология  государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационного  и цивилизационного.

 

  1. ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Суть данного критерия состоит в том, что за основу классификации  государств и правовых систем берется  их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.

Формационный критерий для  многих зарубежных и практически  всех отечественных авторов длительное время считался исключительно важным и наиболее приемлемым критерием.

Однако с началом перестройки  и изменением идеологических, неполитических ориентаций в России, данный критерий некоторыми теоретиками стал подвергаться сомнению. Но поскольку при этом не было выдвинуто других, более убедительных критериев, в научной литературе продолжают пользоваться данным критерием и поныне.

Что представляет собой общественно-экономическая  формация как критерий классификации государств? Это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества.

Каждая общественно-экономическая  формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет наряду с общими, свойственными всем формациям и  связывающими их в единый процесс  мировой истории законами свои особые, неповторимые законы возникновения  и развития. Над экономическим  базисом каждой общественно-экономической  формации возвышается соответствующая  надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных  организаций и учреждений, а также  системы возникающих между ними отношений.

Каждой общественно-экономической  формации соответствует определенный исторический тип государства – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней и соответствующего типа государства. Так, общепризнано, что смена рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной, влечет за собой возникновение и развитие феодального типа государства. В свою очередь появление вслед за феодальной капиталистической общественно-экономической формации, обусловливает появление и развитие капиталистического государства и права.

Руководствуясь данным критерием, его не следует, однако, абсолютизировать и считать единственно правильным, неким «всеобщим» критерием типизации  государств и правовых систем. Ибо, во-первых, кроме него, как известно, существуют и другие, хотя и менее  общие критерии типизации государства, комплексное исследование которых помогает провести более глубоко обоснованную классификацию рассматриваемых явлений. А во-вторых, критерий, в соответствии с которым тип государства определяется только принадлежностью его к той или иной общественно-экономической формации нуждается в серьезных уточнениях. Ведь в мире всегда существовало и существует множество переходных типов государств и правовых систем, которые «не вмещаются» в рамки той или иной формации.

Из всего сказанного об общественно-экономической формации как критерии типологии (классификации) государств и правовых систем следует  сделать вывод о том, что этот общий по своему характеру критерий должен не только использоваться сам по себе, но и дополнятся другими, менее общими, точнее, частными критериями. Последние соотносятся с такими важнейшими сторонами или аспектами государства и права, как форма, содержание, политический режим, назначение и др.

 

 

3. 1. типы государств согласно формационной теории

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические  формации. Каждая формация вызывает к  жизни определенный исторический тип  государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Информация о работе Типология государства