Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из пяти глав. В первой главе были рассмотрены понятия государства и его признаки, во второй главе понятие и назначение типологии государств, в третьей главе, – критерии формационного подхода и типы государств согласно формационному подходу, в четвертой, – критерии цивилизационного подхода, и наконец, в пятой главе приведены примеры иных предложенных теорий типологии государств.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.72 Кб (Скачать файл)

 

 

      1. рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы, не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но, будучи неимущими, так же как и рабы эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний.

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства  выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:  охрана частной  собственности рабовладельцев и  создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и  профилактики;  идеологическое воздействие  в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Формой организации рабовладельческой  государственной власти были монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме, она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

 

 

      1. феодальное государство

Экономической основой феодального  государства выступала собственность  феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального  общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие  группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в  законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные  сословия, как князья, дворяне и  духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство  было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. Большинство  функций феодального государства  обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп  населения. Государство выполняло  также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его  деятельность в основном сводилась  к ведению захватнических войн и  защите от внешних нападений.

На последнем этапе  в недрах феодального общества стали  зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие  работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между  молодой буржуазией и феодалами  возникли острые противоречия, которые  разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства – буржуазный.

 

 

      1. буржуазное государство

Буржуазное государство  – это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу  работника, его независимость как  личности от капиталиста. При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях предыдущих типов  государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается  регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма  в государственно-монополистический  капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в  процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего  класса в целом и теми или иными  его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет  метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

 

 

      1. социалистическое государство

В силу того что социалистическое государство, точнее, учение о нем  было разработано лишь теоретически, но ни в одной стране в полном виде не было реализовано практически, то о них можно и нужно говорить лишь в академическом плане.

Суть основных положений, заложенных в основу марксистского  учения о социалистическом государстве, сводится:

Во-первых, к тому, что  социалистическое государство возникает не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

Во-вторых, что важной закономерностью  и одновременно предпосылкой становления  и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение старого, буржуазного  государственного аппарата и построение принципиально иного государственного аппарата.

В-третьих, что социалистическое государство и право по природе  своей выражают и защищают интересы трудовых слоев населения и классов. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к  социализму период, является диктатура  пролетариата.

В-четвертых, что формой правления  социалистического государства  признавалась только республика. Что  касается формы государственного устройства, то это могли быть, в зависимости  от конкретных условий, как унитарное, так и федеративное государство.

В-пятых, что в качестве источников права признаются не только законы и подзаконные акты, но и  правовые договоры, правовые обычаи, от части судебные и административные прецеденты и правовые доктрины.

И в-шестых, что государство  и право, согласно марксистскому  пониманию, не являются вечными и  неизменными. По мере развития классового общества и постепенного отмирания  классов государство и право  как классовые институты и  явления тоже отмирает.

Особенность марксистского  представления о государстве  и праве, в отличии от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно правовых-институтов, но и процесс их отмирания.

 

 

3.6. переходный тип государства

В качестве переходных называются государственно-правовые системы, находящиеся «на переходе» от одного типа государства к другому.

Государство переходного  типа обладает всеми теми же признаками и чертами, которые свойственны любому государству. Однако, в отличии от государств классических типов (рабовладельческий, феодальный и т. п.), они обладают также и своими особенностями:

1. Все государства переходных  типов возникают, по общему  правилу, не иначе как в результате  различных социальных потрясений  в виде революции, войн, неудавшихся  радикальных реформ.

2. Переходное состояние  государства содержит в себе  несколько возможных вариантов  дальнейшей эволюции социальной  и государственно-правовой материи,  альтернативу развития государства,  по тому или иному пути.

3. Переходное состояние  государства, неизбежно связанно  с резким изменением характера  и масштабов традиционных экономических  связей, временным расстройством  экономики, ослаблением материальной  основы государства, резким падением  уровня жизни и значительной  части населения.

4. Для переходного типа государства и права свойственно временное ослабление их социальных и политических основ в силу происходящих в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.

На ряду с названными существуют и другие особенности государства  и права переходного типа.

 

  1. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Суть данного критерия состоит в том, что при характеристики развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В новой совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретно человеческой общности. Совокупность родственных культур образуют цивилизацию.

Развил и конкретизировал  понятие цивилизации английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое  и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. В соответствии с ними он выделяет в мировой истории более двадцати цивилизаций (древневосточная, греческая, римская, египетская, арабская, православная, средневековая, современная и др.), не связанных между собой какими либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.

Цивилизационный подход позволяет  объяснить многовариантность исторического  развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства  неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

В юридической науке отсутствует  типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом  этапы цивилизации, например: а) локальные  цивилизации, существующие в отдельных  регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);                               б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизации, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Достоинства цивилизационного подхода видится в том, что  он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. С позиции цивилизационного подхода государство служит одним из важнейших факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

 

 

4.1. типы государств согласно цивилизационной теории

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального  характера, менталитета, географической среды и других факторов, сторонники цивилизационного подхода делят  цивилизации на первичные и вторичные.

Информация о работе Типология государства