Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из пяти глав. В первой главе были рассмотрены понятия государства и его признаки, во второй главе понятие и назначение типологии государств, в третьей главе, – критерии формационного подхода и типы государств согласно формационному подходу, в четвертой, – критерии цивилизационного подхода, и наконец, в пятой главе приведены примеры иных предложенных теорий типологии государств.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.72 Кб (Скачать файл)

 

        1. первичные цивилизации

К первичным цивилизациям отнесены государства – древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое.

Для первичных цивилизаций  характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились  только те, которые смогли последовательно  развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.)

 

 

        1. вторичные цивилизации

К вторичным цивилизациям отнесены государства – Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др. Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

  1. ИНЫЕ ТЕОРИИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

В современной научной  литературе также существует и множество  других предложенных типологий государства. Например, У. Ростоу  предложил теорию под названием «стадия экономического роста», Л. Гумплович пытался классифицировать государства по размеру территории и численности населения, также существует теория «культурных типов» (Н. Я. Данилевский), теория «исторического круговорота»  и др.

 

 

5.1. стадия экономического роста

Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов  марксизму и вытеснить его  как метод рассмотрения современной  истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной  из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются  основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия – это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия – «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой  концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно  назвать «государством всеобщего  благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».

 

 

        1. теория «исторического круговорота»

Теорию исторического круговорота понимают как собирательное обозначение распространенных в истории общественной мысли, представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политика, культура, религия и др.) развиваются по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

 

 

        1. теория «культурных типов»

 В своей работе Данилевский  высказал мысль, что в общем  потоке мировой культуры выделяются  некоторые образования, представляющие  собой замкнутые виды с целым  набором признаков от этнографических до географических. Каждый тип замкнут, его бытие аналогично с жизнью и циклами бытия живых организмов. Данилевский ставит под сомнение идею о единой линии исторического и культурного развития общества, обосновывает тезис о славянской исключительности. Данилевский утверждает, что история не есть непрерывный процесс, что она состоит из меняющих друг друга культурно-исторических типов, каждый из которых живет собственной жизнью, имеет свое лицо и свою судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в ходе выполнения этой работы подробно было разобрано два  подхода типологий государства  – формационный и цивилизационный.

Формационный подход делит  государства на четыре типа: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Исходя из изученного нами материала  становится известно что общество любого типа государства в формационной теории принадлежит к определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация в свою очередь делится на экономический базис, - состоящий из системы производственных отношений касающихся прежде всего собственности, и, надстройку, - т. е. все что относится к морали, культуре, религии, науке и т. д. Надстройка как правило всегда соответствует экономическому базису.

В каждом типе государства  согласно формационной теории общество подразделяется на классы, где имеет место господство одного класса над другими. Экономически господствующий класс как правило имеет собственность которую защищает государство: в рабовладельческом государстве собственностью рабовладельцев являются рабы, в феодальном –  феодалам принадлежала земля, и закрепленные за ней крестьяне, в буржуазном типе государство защищало частную собственность на орудия и средства производства. Социалистический же тип государства практически не был реализован ни в одной стране, а в теории в социалистическом государстве господствующий класс это рабочие, а государство защищает общественную собственность.

В формационной теории также  существует и пятый тип, – переходное государство. Переходное государство возникает как правило в ходе каких-либо социальных потрясений, революций или войн. Переходное государство может содержать в себе одновременно несколько типов государств и несколько господствующих классов.

Цивилизационная же теория распределяет государства по типам  опираясь не на какие-либо экономические  факторы, а по критериям таким как духовная жизнь общества, религия, мораль социокультурная идеология, нравственность и т. д.

Цивилизационный подход позволяет  понять многовариантность исторического развития, цивилизационная теория подразделяется на первичные цивилизации и вторичные. В первичных цивилизациях государство обеспечивает политическое и хозяйственно-социальное функционирование общества, но не определяется ими, во вторичных цивилизациях власть оказалась не так всемогуща.

Иные предложенные варианты признались не достаточно подходящими для подразделения государства на типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бабаева В. К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005. – 592 с.
  2. Лазарева В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. пособие для ссузов / А. Б. Венгеров – М. : Издательство «Омега-Л», 2010. – 237 с.
  4. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. Н. Марченко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 240с.
  5. Будяну В. А. Правоведение за 24 часа / В. А. Будяну, С. А. Мытарев, Е. Г. Сумская. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 285 с.

 


Информация о работе Типология государства