Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность.
Введение.
I. Понятие государства.
1 Природа государства. Элементы государства.
2 Формы государственного устройства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.
Типология государства
Введение.
I. Понятие государства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.
Введение
Особенности государства
конкретного исторического
Особенности исторических периодов
(этапов, эпох) в развитии государственно-
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются;
1) количество властвующих в государстве;
2) осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные и неправильные.
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общежития, а, следовательно, и всего исторического процесса.
В теории государства и права существуют несколько подходов к типологии государства и права. Данная работа посвящена рассмотрению основных теорий типологии государства.
I. Понятие государства.
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Понятие “государство” введено в политико-правовой
обиход сравнительно недавно. Вплоть до
эпохи Возрождения для обозначения государства пользо
Политическая элита, используя юридические нормы, принудительно навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции.
Власть же осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в
полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором
поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его
поведение. Следующим составляющим элементом государства является территория. Относительно стабильная и обладающая гарантированной
целостностью территория является существенным условием сохранения
государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой
государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические
конфликты.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.
Территориальная
организация государства –
Под государственным
устройством понимается внутренняя
национально-территориальная
Государства современного
мира по форме национально-
Унитарное (от латинского
– единство) – это государство,
в составе которого нет других
государств либо государственных образований,
а на его территории созданы административно-
Федеративное (от позднелатинского – объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.5 Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада,
Российская Федерация). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.
II. Типология государств.
Познание государственно-
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно - исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права6 . Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.
Первые попытки
рационально-теоретической
Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное).
Понимая, что не существует типов государства и права в чистом виде, Г. Еллинек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственно-правовых явлений. Кроме этого, он выделяет типы развития и типы существования государственно-правовых явлений (динамические и статические типы государства и права). Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам10. Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения, подразделяя их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие – от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые – с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек.
Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.
Формационный подход к типологии государства и права основывается на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства. Формационный подход исходит из закономерностей развития государства и права как определенных политических реалий, сменяемых на определенной фазе развития общества в результате антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Когда последние становятся оковами в развитии первых, наступает социальная революция, разрешающая указанные противоречия. Вот как об этом пишет К. Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Формационный подход характеризуется тем, что признает только революционный переход от одного типа государства к другому. В антагонистических типах государства он усматривает диктатуру соответствующего господствующего класса, а социальное назначение государства сводит к реализации классовых интересов. Причем эксплуататорское государство марксизм трактует как государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство.