Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность.

Содержание работы

Введение.
I. Понятие государства.
1 Природа государства. Элементы государства.
2 Формы государственного устройства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, формационный подход к государству  и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной  марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры  пролетариата.

Плюс данного  подхода - учет экономических критерий.

Минусы:

1. искусственное  разделение истории на пять  формаций, которые не отображали  конкретных исторических условий.

2. однолинейность: любое государство должно пройти все формации последовательно.

3. высший тип  государства - социалистический, после  которого государство отмирает.

4. игнорировалась  общесоциальная роль государства: оно рассматривалось как орудие классовой диктатуры.

5. не объясняются  важные различия между государствами  одной формации.

6. нет упоминаний  о восточном типе государства  (азиатский способ правительства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход к типологии государства и права носит антинаучный характер. Отвергая формационный подход, он основывается на том, что критерием типологии государства и права является уровень цивилизации, достигнутый теми или иными странами. Причем с позиции такого подхода существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, информационные, по уровню организации и т. п. Отсюда делается вывод о том, что подобная классификация расчленяет цивилизации, а следовательно, и их государственные образования на первичные и вторичные.

В первичных  цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как  политического, так и хозяйственного и социального функционирования общества. Согласно цивилизационному подходу, иное место занимает государство во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть здесь уже оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях.

К первичным  цивилизациям сторонники такого подхода  относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др.

К вторичным  цивилизациям они причисляют западноевропейскую, североамериканскую, восточноевропейскую, латиноамериканскую, буддийскую и др.

Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Он не идет дальше абстрактного перечисления различных классификаций цивилизации и типологии государств, случайно выхваченных критериев их разграничения. Причем берется это вне необходимой связи с социально-экономическим базисом общества. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания.

Итак, цивилизационный подход к типологии государства и права основывается на принципе эклектицизма «и то и другое», «с одной стороны  –  с другой стороны». Диалектический же подход к данной проблеме предполагает выявление в результате глубокого и всестороннего анализа решающего критерия или основания типологии государства и права. На философском языке эта проблема именуется «проблемой соотношения основания и обоснованного».

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Плюсы данного подхода:

  1. выделение духовных, культурных факторов;
  2. более четкая типология государств.

Минусы:

  1. низкая оценка социально-экономического фактора;
  2. преобладание типологии общества над типологией государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Типы государств согласно формационной теории.

  1. 1. Рабовладельческое государство.

Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. н.э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.

Рабовладельческое государство является предметом  изучения ряда наук. Если история государства  и права рассматривает особенности  отдельных рабовладельческих государств, то теория государства и права  выявляет общие закономерности различных  рабовладельческих государств, раскрывает сущность и основные черты этого  типа государства. Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д. В Китае рабов называли «чу-минь», что в переводе означает «скот и раб».

В основе рабовладельческой  эксплуатации лежит прибавочный  продукт, создаваемый посредством  внеэкономического принуждения. Только при помощи физического воздействия, бича можно было за ставить раба работать на хозяина. Как вол не продает своей работы крестьянину, так и раб не продает свой труд рабовладельцу. Раб вместе со своим трудом принадлежит своему господину. Он – товар, который может переходить из рук одного собственника в руки другого, но труд не является его товаром.

Рабовладельческое хозяйство строилось на отношениях господства и подчинения. Быстрое  изнашивание рабочей силы рабов  и их массовая гибель вследствие беспощадной  эксплуатации не беспокоили рабовладельцев, так как в период расцвета рабовладельческого строя «говорящее орудие труда» легко  и быстро могло быть заменено новым. Источниками пополнения рабов были войны, превращение должников в  рабов (долговая кабала), провинции  и колонии также поставляли «живой товар». Это обеспечивало относительную  дешевизну рабочей силы. Количество рабов во многих городах Греции и  Рима превосходило количество свободного населения. В Спарте на 32 тыс. свободных  граждан было 220 тыс. рабов11.

Основными способами  превращения свободных людей  в рабов являлись: захват военнопленных  и мирных жителей с других территорий; продажа свободных людей за долги, обращение в рабов за совершение тяжких преступлений. 
Рабовладельцы и рабы являлись основными, но не единственными составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремеслен¬ники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них также попадали в рабство. 
Основными внутренними функциями рабовладельческого государства являлись: 
1) создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан; 
2) охрана рабовладельческой частной собственности; 
3) подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества. 
К внешним функциям рабовладельческого государства относятся: 
1) завоевание, порабощение и ограбление других народов; 
2) оборона страны от внешних противников; 
3) управление захваченными территориями; 
4) установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами. 
Внутренние и внешние функции осуществлялись с помощью специально созданных для этого государственных органов: армии, полиции, суда, административного и управленческого аппарата. Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу: высшие посты занимали представители господствующего класса. Огромную роль в государственном механизме рабовладельческих государств играли жрецы. Они обожествляли царей, императоров и фараонов и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий государственный строй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 2 Феодальное государство.

Феодальный тип  государства и права исторически  приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными  путями. Первый — это путь постеленного разложения рабовладельческого экономического и социально-политического строя  и зарождения в его недрах зачатков феодального строя.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян. «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам, –и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика: над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство...»12.

Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую основу феодализма.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная рента. Известны три ее формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права13

Экономической основой феодального государства  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство  было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В  своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный  аппарат феодального государства  входили войско, отряды полиции и  жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей  формой феодального государства  была монархия различных видов. Республиканская  форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем  этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие  работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 3 Буржуазное (капиталистическое) государство.

Возникновение буржуазного (капиталистического) государства  в ходе разложения феодального строя  связано с победой новых капиталистических  общественных отношений. Основной задачей  его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической  предпосылкой появления этих отношений  является универсализация существующей частной собственности, возрастание  степени ее обобществления. Экономическая структура капитализма вырастает из экономической структуры феодализма. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста. На первых порах своего развития буржуазное государство выступает подчас компромиссом между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены класса и новым классом – буржуазией, которая обладает экономической властью, а с помощью государства становится и политически господствующей силой.

Несомненно, в  период возникновения буржуазного  государства общество пережило качественный скачок в развитии. Это связано  с серьезными открытиями во многих науках, вызвавшими рост промышленности, что, в свою очередь, привело к  появлению новых форм организации  эксплуатируемых масс, осознанию  ими себя как совокупности личностей.

Буржуазное государство, являясь политической организацией всего класса буржуазии в период своего становления, по мере развития капиталистического общества сужает свою социальную базу, выражает интересы монополистической  буржуазии, начинает активно вмешиваться  в экономику, отказываясь от политики «государства – ночного сторожа».

Информация о работе Типология государства