Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность.
Введение.
I. Понятие государства.
1 Природа государства. Элементы государства.
2 Формы государственного устройства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.
Таким образом, формационный подход к государству и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры пролетариата.
Плюс данного подхода - учет экономических критерий.
Минусы:
1. искусственное
разделение истории на пять
формаций, которые не отображали
конкретных исторических
2. однолинейность: любое государство должно пройти все формации последовательно.
3. высший тип государства - социалистический, после которого государство отмирает.
4. игнорировалась общесоциальная роль государства: оно рассматривалось как орудие классовой диктатуры.
5. не объясняются
важные различия между
6. нет упоминаний
о восточном типе государства
(азиатский способ
Цивилизационный подход к типологии государства и права носит антинаучный характер. Отвергая формационный подход, он основывается на том, что критерием типологии государства и права является уровень цивилизации, достигнутый теми или иными странами. Причем с позиции такого подхода существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, информационные, по уровню организации и т. п. Отсюда делается вывод о том, что подобная классификация расчленяет цивилизации, а следовательно, и их государственные образования на первичные и вторичные.
В первичных
цивилизациях государство являлось
составной частью не только политической
надстройки, но и базиса, что было
связано с обеспечением им как
политического, так и хозяйственного
и социального функционирования
общества. Согласно цивилизационному
подходу, иное место занимает государство
во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-религиозным комплекс
К первичным цивилизациям сторонники такого подхода относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др.
К вторичным цивилизациям они причисляют западноевропейскую, североамериканскую, восточноевропейскую, латиноамериканскую, буддийскую и др.
Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Он не идет дальше абстрактного перечисления различных классификаций цивилизации и типологии государств, случайно выхваченных критериев их разграничения. Причем берется это вне необходимой связи с социально-экономическим базисом общества. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания.
Итак, цивилизационный подход к типологии государства и права основывается на принципе эклектицизма «и то и другое», «с одной стороны – с другой стороны». Диалектический же подход к данной проблеме предполагает выявление в результате глубокого и всестороннего анализа решающего критерия или основания типологии государства и права. На философском языке эта проблема именуется «проблемой соотношения основания и обоснованного».
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Плюсы данного подхода:
Минусы:
III. Типы государств согласно формационной теории.
Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. н.э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
Рабовладельческое
государство является предметом
изучения ряда наук. Если история государства
и права рассматривает
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Только при помощи физического воздействия, бича можно было за ставить раба работать на хозяина. Как вол не продает своей работы крестьянину, так и раб не продает свой труд рабовладельцу. Раб вместе со своим трудом принадлежит своему господину. Он – товар, который может переходить из рук одного собственника в руки другого, но труд не является его товаром.
Рабовладельческое хозяйство строилось на отношениях господства и подчинения. Быстрое изнашивание рабочей силы рабов и их массовая гибель вследствие беспощадной эксплуатации не беспокоили рабовладельцев, так как в период расцвета рабовладельческого строя «говорящее орудие труда» легко и быстро могло быть заменено новым. Источниками пополнения рабов были войны, превращение должников в рабов (долговая кабала), провинции и колонии также поставляли «живой товар». Это обеспечивало относительную дешевизну рабочей силы. Количество рабов во многих городах Греции и Рима превосходило количество свободного населения. В Спарте на 32 тыс. свободных граждан было 220 тыс. рабов11.
Основными способами
превращения свободных людей
в рабов являлись: захват военнопленных
и мирных жителей с других территорий;
продажа свободных людей за долги,
обращение в рабов за совершение
тяжких преступлений.
Рабовладельцы и рабы являлись основными,
но не единственными составляющими структуры
рабовладельческого общества. Наряду
с ними существовали свободные и полусвободные
крестьяне-общинники и ремеслен¬ники,
торговцы и вольноотпущенники. При разорении
многие из них также попадали в рабство.
Основными внутренними функциями рабовладельческого
государства являлись:
1) создание и поддержание условий для
эксплуатации рабов и разоренных свободных
граждан;
2) охрана рабовладельческой частной собственности;
3) подавление сопротивления рабов и других
угнетенных слоев общества.
К внешним функциям рабовладельческого
государства относятся:
1) завоевание, порабощение и ограбление
других народов;
2) оборона страны от внешних противников;
3) управление захваченными территориями;
4) установление и поддержание торговых
и иных мирных связей с другими государствами.
Внутренние и внешние функции осуществлялись
с помощью специально созданных для этого
государственных органов: армии, полиции,
суда, административного и управленческого
аппарата. Рабовладельческий государственный
аппарат формировался строго по классовому
принципу: высшие посты занимали представители
господствующего класса. Огромную роль
в государственном механизме рабовладельческих
государств играли жрецы. Они обожествляли
царей, императоров и фараонов и тем самым
значительно укрепляли рабовладельческий
государственный строй.
3. 2 Феодальное государство.
Феодальный тип
государства и права
ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян. «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам, –и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика: над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство...»12.
Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую основу феодализма.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная рента. Известны три ее формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Характерной особенностью
феодального права был
Экономической
основой феодального
Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный
аппарат феодального
Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.
3. 3 Буржуазное (капиталистическое) государство.
Возникновение
буржуазного (капиталистического) государства
в ходе разложения феодального строя
связано с победой новых
Несомненно, в период возникновения буржуазного государства общество пережило качественный скачок в развитии. Это связано с серьезными открытиями во многих науках, вызвавшими рост промышленности, что, в свою очередь, привело к появлению новых форм организации эксплуатируемых масс, осознанию ими себя как совокупности личностей.
Буржуазное государство, являясь политической организацией всего класса буржуазии в период своего становления, по мере развития капиталистического общества сужает свою социальную базу, выражает интересы монополистической буржуазии, начинает активно вмешиваться в экономику, отказываясь от политики «государства – ночного сторожа».