Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность.
Введение.
I. Понятие государства.
1 Природа государства. Элементы государства.
2 Формы государственного устройства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.
Со временем
происходит перерастание монополистического
капитализма в государственно-
Естественно, что необходимо углубленное научное осмысление закономерностей и перспектив развития буржуазного общества от простейших форм к более сложным, существующим на современном этапе. В литературе все чаще встречается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении эволюционным путем высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении появляется новая социальная система, сосуществующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственными формами следует иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, его регулирование и программирование, государственная система социального страхования приводятся как свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.
Констатируя тот факт, что современное буржуазное государство является сложным политическим организмом, учитывающим реалии современного развития, сглаживающим противоречия между различными социальными группами и слоями, классами общества (государственное регулирование экономики, установление минимального уровня заработной платы, проведение социальных программ, осуществление пенсионного обеспечения), подчеркнем, что все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, частных предпринимателей.
3. 4 Социалистическое государство.
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.
Социалистическое
государство — новый, качественно
особый тип государства; оно принципиально
отличается от всех предшествующих государств
прежде всего по своей классовой сущности.
Социалистическое государство — это политическая
организация трудящихся. Приход пролетариата
к власти коренным образом изменяет социальное
назначение государства. Оно необходимо
пролетариату не для закрепления и увековечивания
его положения как класса, а для ликвидации
всех тех условий, которые порождают деление
общества на классы. Рабочий класс использует
государственную власть для ликвидации
эксплуатации человека человеком и всех
источников, ее порождающих.
В своем развитии социалистическое государство
проходит два этапа. Первый этап охватывает
период от завоевания власти пролетариатом
до, полной и окончательной победы социализма.
В это время социалистическое государство
является государством диктатуры пролетариата,
которое в свою очередь проходит две стадии
развития. Первая стадия охватывает непосредственно
переходный период от капитализма к социализму,
а вторая совпадает с периодом завершения
социалистического строительства.
Второй этап развития социалистического
государства начинается со вступления
общества в период строительства коммунизма
и заканчивается полным его построением.
На этом этапе социалистическое государство
является общенародным. В переходный период
от капитализма к социализму диктатура
пролетариата — могучее средство классовой
борьбы трудящихся против свергнутой,
но еще не добитой буржуазии. Ввиду этого
одним из важнейших признаков диктатуры
пролетариата является подавление сопротивления
эксплуататорских классов — буржуазии
и ее прямого союзника, класса помещиков.
Диктатура пролетариата означает политическое
господство рабочего класса над эксплуататорскими
классами, которое дает ему возможность
осуществлять руководство обществом в
соответствии со своими классовыми интересами.
Задачи диктатуры пролетариата носят
не только национальный, но также интернациональный
характер. Победивший пролетариат, указывал
Ленин, должен проводить «максимум осуществимого
в одной стране для развития, поддержки,
пробуждения революции во всех странах».
Хотя диктатура пролетариата немыслима
без насильственного подавления эксплуататоров,
тем не менее не оно составляет суть политической
власти рабочего класса. В. И. Ленин неоднократно
подчеркивал, что диктатура пролетариата
— это не только насилие и не главным образом
насилие. Диктатура пролетариата есть
прежде всего орудие преобразования социально-экономических,
политических и идеологических сторон
общественной жизни в социалистическом
направлении.
Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка лишила труд необходимых стимулов, сделала его в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым необоснованным репрессиям.
В конечном счете сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали во многом формальными, равно как и деятельность демократических институтов, в том числе Верховного Совета и других представительных органов. Идея социалистического государства на практике пока не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой, а попытки ее реализации привели к фактической реанимации, естественно на более высоком витке общественного развития, общества восточного типа. Все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высокого уровня развития экономики и культуры, науки, техники. Представляется, что первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада.
Окончательные теоретические оценки во многом зависят и от того, как будет происходить развитие таких стран, как Китай.
3.5 Переходное государство
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория
утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер.
Это своего рода
промежуточный тип государства.
Это государство, которое лишено
устойчивой социальной основы, вследствие
чего является недолговечным. В политической
области оно может
Опыт государственно-правового
развития человечества свидетельствует
о том, что абсолютно все государства
на том или ином историческом отрезке
своего пути пребывают в этом переходном
состоянии. Одни находятся в этом
качестве длительное время, другие сравнительно
короткий исторический промежуток времени.
Нередко случается и так, что
одно и то же общество на разных этапах
своего развития не единожды переводит
государство в режим
Так, государства с тоталитарным режимом и централизованной экономикой должны пройти сравнительно долгий путь социального переустройства, и прежде всего - в экономике. Не изменив экономического "обличья", такие государства рискуют вновь попасть в состояние эквифинальности - вернуться к тому, с чего начинали.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1 Место государства в первичной цивилизации
Тойнби выдели до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый –
локальные цивилизации, каждая из которых
имеет свою совокупность взаимосвязанных
социальных институтов, включая государство
(древнеегипетская, шумерская, индская,
эгейская и др.);
Второй – особенные цивилизации (индийская,
китайская, западно-европейская, восточно-европейская,
исламская и др.) с соответствующими типами
государств. Третий этап – современная
цивилизация с ее государственностью,
которая в настоящее время только складывается
и для которой характерно совместное существование
традиционных и современных социально-политических
структур. Первичные – те, которые прошли
собственный путь эволюции от отдельных
племен до единого могущественного государства.
Они создают свою, ни с чем не сравнимую,
самобытную и уникальную культуру – и
материальную и духовную.
Для государства в первичных цивилизациях
характерно, что они являются частью базиса,
а не только надстройки. Вместе с тем государство
в первичной цивилизации связано с религией
в единый политико-религиозный комплекс.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой,
хотя нередко и имперский характер. К первичным
цивилизациям относят древнеегипетскую,
ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую,
сиамскую и др. Согласно Тойнби, культуры,
живущие в комфортных условиях, не получающие
«вызова» со стороны Среды, пребывают
в состоянии стагнации. Только там, где
возникают трудности, где ум людей возбуждается
в поисках выхода и новых форм выживания,
создаются условия для рождения цивилизации
более высокого уровня14.
4.2 Место государства во
Государство вторичной
цивилизации не составляет элемента
базиса, но входит в качестве компонента
в культурно-религиозный
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1Типы государств по форме правления
Данная категория
показывает, как образуются высшие
Таким образом, форма
правления раскрывает способ