Хабаровская Государственная
Академия экономики и права
Специальность
: Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
Типология государства.
Студент(ка) 1-го курса
Юридического факультета
Сычёва
Надежда
Хабаровск 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
- Понятие государства и типологии государства……………………………………………………………….4
- Основные подходы к типологии
государства в отечественной теории государства………………………………………………………………..5
- Цивилизационный подход………………………………………………………................6
- Формационный подход…………………………………………………………………9
Современные типологические
учения о государстве………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………….23
Введение
Тема моей курсовой «Типология
государства». Для начала надо дать определение
«Государству».
Государство-это властно-политическая
организация, обладающая суверенитетом,
специальным аппаратом управления и принуждения,
и устанавливающая правовой порядок на
определённой территории. Так же есть
и другое понятие. Государство-совокупность
политических институтов, главной целью
которых является защита и поддержание
целостности общества на определенной
территории.
Особенности государства конкретного
исторического периода определяются состоянием
и уровнем развития общества. При неизменности
формальных признаков (территории, публичной
власти, суверенитета) государство по
мере общественного развития претерпевает
серьезные изменения.
Особенности исторических периодов
(этапов, эпох) в развитии государственно-организационного
общества у различных народов в различное
историческое время позволяют тем не менее
выявить существенные общие черты, характерные
для всех государств данного периода.
Первые попытки такого обобщения, несмотря
на отсутствие исторического опыта государственного
строительства, были предприняты Аристотелем
и Полибием.
Аристотель считал, что основными
критериями разграничения государств
являются:
- Количество властвующих в государстве
- Осуществляемая государством
цель.
По первому признаку он различал
правление одного, правление немногих,
правление большинства. По второму признаку
все государства делились на правильные
(в них достигается общее благо) и неправильные
(в них преследуются частные цели). Отвлекаясь
от конкретных условий того времени, Аристотель
считал главное различие государств в
том, какой мере государство обеспечивает
свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие
государства, смена его типов (разновидностей)
– естественный процесс, определяемый
природой. Государство развивается по
бесконечному кругу, который включает
фазы зарождения, становления , упадка
и исчезновения.
Типология представляет собой
один из важнейших методов познания исторического
развития государства и права. Развитие
же государства и права – важнейшая составная
часть всего процесса развития человеческого
общежития, а, следовательно, и всего исторического
процесса.
Целью курсовой является более подробно рассмотреть
типологию государства.
Задачи для достижения
этой цели:
Определить понятие типологии
государства;
Рассмотреть методы типологии
государства;
Дать характеристику основным
типам государства.
- Понятие типологии
государства и типа государства.
В истории каждого государства
можно выделить определенные периоды
(этапы), возникающие и прекращающиеся
в каждом из них в разное время и имеющие
специфические особенности.
Государство – это особенная
организация политической власти, управляющая
обществом через правовые нормы и специально
сформированный аппарат.
Государство имеет признаки,
которые отличают его от иных организаций
и учреждений общества, это:
1) наличие публичной власти,
которая реализуется органами, занимающимися
управлением;
2) наличие сложного механизма
управления, сформированного в виде системы
государственных органов, которые находятся
в иерархической зависимости. Так как
эти органы занимаются только управлением
и ничего не производят, то государство
обладает правом сбора денежных средств
на их содержание. Это различные налоги,
сборы, займы, которые направляются на
содержание аппарата государства и обеспечение
его экономической политики;
3) объединение на территории государства
людей независимо от их принадлежности:
расовой, национальной, религиозной и
т. д.;
4) ограничение своей территории государственными
границами, обозначающими пределы реализации
государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет
– категория, которая выражается в верховенстве
власти внутри страны, а также независимости
в международных отношениях. Суверенная
власть является властью верховной, независимой,
неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет
государства предполагает ее самостоятельность
в принятии решений как в области внутренней,
так и внешней политики, общеобязательность
решений органов государственной власти
для всех, кого они касаются. В юридической
сфере суверенитет государства выражается
в его исключительном праве издавать законы
и другие нормативные акты;
6) возможность издавать законы и
другие нормативные акты, которые имеют
силу на территории всего государства,
содержат нормы права, обязательные для
исполнения;
7) наличие государственных символов:
флага, гимна, герба;
8) обеспечение соблюдения законов
и порядка с помощью специальных карательных
и правоохранительных органов – суда,
прокуратуры, милиции и др.;
9) распоряжение национальными
ресурсами;
10) наличие собственной финансовой
и налоговой системы;
11) наличие связи с правом, так
как только государство обладает правом
и одновременно обязанностью издавать
в пределах своей территории законы и
подзаконные нормативные акты;
12) в распоряжении государства
имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые
обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную
целостность.
Понятие государства включает
в себя свойство, которое выражает главные,
устанавливающие, постоянные и закономерные
признаки государства.
Типология государств —
это специфическая классификация, подразделяющая
различные государства на определенные
типы. Содействует более глубокому выявлению
признаков, свойств, сущности государств,
позволяет проследить закономерности
их развития, структурные изменения, а
также прогнозировать дальнейшее существование.
Типы государства-
это совокупность существенных признаков,
которые характеризуют классовые и экономические
стороны государств.
Еще Аристотель и Полибей пытались найти
общее в развитии разных государств, определить
критерии их классификации, причины смены
типов государств.
Древнегреческий
мыслитель Полибий
В третьем периоде развития
политической мысли Древней Греции (вторая
половина IV–II в. до н.э.) – периоде начавшегося
упадка древнегреческой государственности,
попадания греческих полисов под власть
сперва Македонии, а затем и Рима политическая
мысль была представлена учениями Эпикура,
и Полибия. Остановимся на рассмотрении
политического учения Полибия(210—128 гг.
до н.э.) — греческого мыслителя, историка,
автор концепции круговорота форм правления
государства.
Основная работа Полибия «Всеобщая
история». Логическое основание политического
учения - историзм. История, считал Полибий,
должна носить всеобщий характер. Она
должна охватывать в своем изложении события,
происходящие одновременно и на Западе,
и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной
с военной и политической историей. Полибий
разделял идеи стоиков о циклическом развитии
мира. Под их влиянием Полибий создал концепцию
круговорота форм правления государства:
Круговорот форм правления
государства - это три правильные формы
и три неправильные формы правления сменяют
друг друга. Любое явление подвержено
изменению. Любая правильная форма правления
государства вырождается. Начиная с тирании,
установление каждой следующей формы
основывается на осмыслении предшествующего
исторического опыта. Так, после свержения
тирана общество уже не рискует вверять
власть одному.
В рамках своей мыслительной
конструкции круговорота форм правления
Полибий определяет период, необходимый
для перехода от одной формы правления
к другой, что позволяет предсказать и
сам момент перехода:
• жизнь нескольких поколений
людей занимает переход от царской власти
к тирании;
• жизнь одного поколения людей
занимает переход от аристократии к олигархии;
• жизнь трех поколений людей
занимает переход от демократии к охлократии
(демократия вырождается через три поколения).
Полибий стремился найти такую
форму правления государства, которая
бы обеспечивала равновесие в государстве
подобно плавающему кораблю. Для этого
необходимо соединить три правильные
формы правления в одну. Конкретным примером
смешанной формы правления для Полибия
была Римская республика, в которой сочетались:
власть консулов — монархия; власть сената
— аристократия; власть народного собрания
— демократия.
Немецкий государствовед
19 века Г. Еллинек выделял следующие типы
государства:
- древневосточное;
- греческое;
- римское;
- средневековое;
- современное.
В данной классификации основанием
выделения исторических типов государства
является их хронологический порядок
существования.
Русский ученый Кареев
Н.И. выделяет шесть типов государства:
- государство-город;
- восточная деспотия;
- феодальное поместье-государство;
- сословная монархия;
- западноевропейская абсолютная
монархия;
- конституционное государство.
В данном случае Н.И. Кареев
классифицирует некоторые исторические
государственные формы, взятые безотносительно
к породившему их экономическому строю.
Кареев вообще отрицает возможность единого
критерия для классификации государств.
- Основные подходы
к типологии государства в отечественной
теории государства.
Типология государств проходит
в двух подходах:
- формационный (марксистско-ленинский)
- цивилизационный
- Цивилизационный
подход.
Цивилизация – замкнутое, локальное состояние
общества, отличающиеся общностью религиозных,
психологических, культурных, географических
и иных признаков.
Понятие цивилизации, лежащее
в основе цивилизационной типологии государства,
многозначно. Одни ученые это понятие
отождествляют с понятием культуры, другие
используют его для обозначения определенной
ступени развития культуры, третьи противопоставляют
данное понятие понятию варварства. Есть
и иные трактовки понятия цивилизация.
Наиболее плодотворным, на наш
взгляд, является определение цивилизации
как эпохи в человеческой культуре, которая
следует после эпохи варварства, но содержит
варварство в себе, "в снятом виде",
в виде "цивилизованного варварства".
Изначально Тойнби выделил
до 100 самостоятельных цивилизаций, но
затем сократил их число до двух десятков.
В своем развитии цивилизации проходят
несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая
из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных
социальных институтов, включая государство
(древнеегипетская, шумерская, индская,
эгейская и др.);
Второй — особенные цивилизации (индийская,
китайская, западноевропейская, восточноевропейская,
исламская и др.) с соответствующими типами
государств.
Третий этап — современная цивилизация
с ее государственностью, которая в настоящее
время только складывается и для которой
характерно совместное существование
традиционных и современных социально-политических
структур.
ЦИВИЛИЗАЦИИ (А.Дж.
Тойнби)
египетская
китайская
сирийская
мексиканская
арабская
западная
дальневосточная
православная
иные (всего 21)
Сэмюэль
Хантингтон выдвинул теорию "столкновения
цивилизаций" в одноимённой
книге. Согласно этой теории, существует
8 цивилизаций — культурных объединений,
состоящих обычно более чем из одного
государства и существующих на протяжении
тысячелетий. Этими цивилизациями являются:
- Западная цивилизация
- Исламская цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Синская (китайская) цивилизация
- Японская цивилизация
- Латиноамериканская цивилизация
- Православная цивилизация
- Африканская цивилизация