Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Государство-это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Так же есть и другое понятие. Государство-совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определенной территории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие государства и типологии государства……………………………………………………………….4
Основные подходы к типологии государства в отечественной теории государства………………………………………………………………..5
Цивилизационный подход………………………………………………………................6
Формационный подход…………………………………………………………………9
Современные типологические учения о государстве………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

типология государства.docx

— 55.90 Кб (Скачать файл)

Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.

Основные достоинства цивилизационого подхода:

1) духовно-культурные факторы  оказали существенное влияние  на процесс развития государственности;                                                                                                                           2) при познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

 

 

Основные недостатки цивилизационого подхода:

1) не учитываются социально-экономические  факторы, которые играют существенную  роль  в государственно-правовой жизни общества;

2) не определяется принадлежность  политической власти тому или  иному классу, обществу в целом

3) характеристика общества  с позиции культурно-исторического  развития теряет государственно-политический  оттенок и в итоге становится  характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической  общности.

 

 

 

  1. Формационный подход

 

 

  Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Для определения типа государства при формационном подходе учитываются:

  1. Соответствие государства определенной общественно – экономической формации, типу производственных отношений;

  1. Общественно - экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

  1. Класс, инструментом политической власти которого является государство;

  1. Социальное назначение государства;

 

Исторический тип государства - это качественная характеристика

государственных систем, схожих по своей экономической основе, основным признакам и внешним формам правления.

 

 

Исторические типы государства

(марксистско-ленинская  типология)

 

 

 Схема анализа исторических типов государства:

 

1) экономическая основа  государства;

2) социальное назначение  и сущность государства;

3) функции государства;

4) аппарат государства;

5) формы государства.

 

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.). 
Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ-рабыне обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением. 
Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др). 
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка. 
Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса. 
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы. 
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый-демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изжило себя. Ему на смену пришло феодальное государство.

 

Этапы развития феодального государства

(европейские  государства)

  1. Феодально-раздробленное государство
  2. Централизованная сословно-представительная монархия 
  3. Абсолютная монархия

Феодальное  государство

 

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Этапы развития буржуазного государства

 

 

  1. Домонополистический
  2. Монополистический (империалистический)
  3. Постимпериалистический

Буржуазное государство

Экономическую   основу  буржуазного   государства   составляют

капиталистическая  собственность  на основные средства производства, свободная конкуренция, использование наемной рабочей силы.                                                        

 

Сущность буржуазного государства

На первом этапе государство буржуазного типа защищало интересы буржуазного класса в целом (диктатура всего класса буржуазии).

На втором этапе сущностью монополистического (империалистического) государства является защита интересов уже не всего класса буржуазии, а лишь его верхушки - финансовой олигархии.

На третьем этапе развития буржуазного государства - размывание классовой сущности.  Сущность буржуазных государств находящихся на третьем этапе развития меняется в сторону расширения социальной базы.

 

Функции

буржуазного государства

  На первом этапе.

Внутренние

  • охрана буржуазной частной собственности,  поддержание условий эксплуатации трудящихся масс;
  • регулирование внутриклассовых отношений, исполнение общих дел.

 

Внешние

  • оборона страны,  захват чужих территорий, поддержание отношений с другими государствами.

 

На втором (империалистическом) этапе.

  • экономическая, функция поддержания условий эксплуатации трудящихся, подавления их сопротивления, захвата чужих территорий и другие.

 

На третьем  этапе (постимпериалистическом),  когда  улучшается  условия жизни большей части населения   на  первый  план  выдвигаются  задачи   развития личности, ее способностей, обеспечения разнообразного досуга. Возрастает  значимость  функций  обеспечения  народовластия, охраны общественного и правового порядка, социальной поддержки населения,  экологической,  обороны  страны,  поддержания дипломатических и иных  отношений  с  другими  государствами, обеспечения мирового порядка.

 

Форма

буржуазного государства

По форме правления - монархические (парламентарные или конституционные) и республиканские (президентские и  парламентарные).

По форме государственного устройства - унитарные, федеративные и конфедеративные.

По политическому режиму - антидемократические, демократические и либеральные.                                                   

Буржуазный государственный аппарат

Законодательные

органы

 

Исполнительные

органы

 

Судебные

органы

   

 

 

На третьем этапе появляются контрольно-надзорные органы

                    

 

 

 

Социалистическое государство

(теоретическая  модель)

 

Идея возникла в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина как противопоставление эксплуататорским государствам

   

Представляет собой четвертый тип государства,  который возникает в ходе социалистической революции

   

Экономической основой  является  общественная собственность в различных  ее  формах,  что  дает  возможность  ликвидировать эксплуатацию  человека  человеком,  устранить все порождающие ее причины

   

Власть принадлежит рабочему классу, который использует ее для организации всех трудящихся на  построение  социалистического общества  и  для  подавления  сопротивления  эксплуататорских классов

   

Освобождение рабочих и крестьян от капиталистов  и  помещиков приводит к невиданному росту производительности труда,  повышению народного благосостояния, культуры

   

К управлению делами государства привлекаются трудящихся

   

В конечном итоге государство и право отмирает, заменяется органами  народного  самоуправления  и нормами коммунистической морали

Информация о работе Типология государства