Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:35, курсовая работа
Государство-это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Так же есть и другое понятие. Государство-совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определенной территории.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие государства и типологии государства……………………………………………………………….4
Основные подходы к типологии государства в отечественной теории государства………………………………………………………………..5
Цивилизационный подход………………………………………………………................6
Формационный подход…………………………………………………………………9
Современные типологические учения о государстве………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы………………………
Этапы развития Советского государства
Официозная периодизация советской идеологии
1. Государство диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.) | |||
2. Перерастание государства
диктатуры пролетариата в | |||
3. Общенародное государство (с 1950-60 гг.) |
Фактические этапы
развития Советского государства
1. Государство диктатуры пролетариата (1917 г.-1920-30 гг.) | ||
2. Бюрократическое монодеспотическое государство (до сер. 50-х гг.) | ||
3. Полидеспотическое бюрократическое государство (до конца 80 гг.) | ||
4. Переходный период к правовому государству(до сер 90 -х гг.). |
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план
качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Свобода
личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого
самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого
измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.
Как известно, положение о том, что «человек – мера всех вещей» выдвинул
философ Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства можно давать
только в сопоставлении с качеством жизни отдельного человека.
«Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление в определении
прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод,
другими условиями жизни человека. Кроме того, человек – это не абстракция, а
вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к
средствам производства, к собственности, которые населяют формационную
теорию.
В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса
государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом
существование многих коллективных образований, конкретных личностей.
Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности,
существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень
духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда,
международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход
к возникновению и развитию государства вообще.
Так, с позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает
наличие государственности и гражданского состояния.
Философско-антропологическая концепция, являющаяся ядром цивилизационного
подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие
формационных и цивилизационных исследований действительности
Количество информации растет с усилением
точности и степени дифференцированности регулирования и управления
технологическими и энергетическими процессами
Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках
определенной общественно-экономической формации и включает два основных и
неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис,
состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений
собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание,
мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической
формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке
и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда,
трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных
отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые
более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия,
наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений,
меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся
соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более
высокому типу общественно-экономической формации.
Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство,
возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее
собой политическую организацию экономически господствующего класса
рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное,
предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип
– социалистическое государство, где господствует общественная собственность и
власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное
государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же
исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того,
наше государство считалось социалистическим, и одно его существование
гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло,
и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в
развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную
жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным
образом определяют особенности развития данной общественной системы и
характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные
цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных
институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская,
китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими
типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее
государственностью, которая в настоящее время только складывается и для
которой характерно совместное существование традиционных и современных
социально-политических структур.
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план
качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме
того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который
объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в
единое целое.
В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, я бы
отнес его к буржуазному типу - по теории К. Маркса.
Учение о социально-экономической формации является, в своем роде, выдающимся достижением науки, раскрывающей закономерности и формы социально-экономического прогресса. То, что эта теория имеет значимость выдающегося научного открытия свидетельствует тот факт, что уже в течение почти двух столетий она является объектом «уничтожающей критики» с разных сторон. Тем не менее, до сих пор, она не только убедительно и научно профессионально не опровергнута в основных своих положениях, но становится все более актуальной для научного обоснования современной исторической практики. Именно формационная теория позволяет с достаточной убедительностью обосновать современный кризис капитализма (рыночной экономики), и пути его преодоления. И, пожалуй, более всего научность формационного подхода подтверждает практика рыночных преобразований в России и в других странах бывшего СССР. Прежде обратим внимание на тот факт, что совершенно необоснованно упрекают формационную теорию, а по существу марксизм, как научное течение, в том, что она отрицает многообразие исторического процесса, унифицирует историю, не учитывая многообразия культур, традиций, религий, проповедуя всемирную уравниловку и т.п. К сожалению, подобные сентенции подаются бездоказательно, без конкретных ссылок на первоисточники. По этому поводу следует заметить, что нигде у К. Маркса не утверждается, что история придет к тому, что все будут говорить на одном языке, петь одни песни, молиться одному богу, есть одинаковую пищу. Нигде не написано, что японцам запретят есть палочками или, наоборот, всех заставят есть по-японски, всех оденут в одинаковую одежду, и каждому определят одинаковое количество материальных и духовных благ. Наоборот, идеалом исторического развития марксизм считает снятие всякой унификации и усредненности личности. Именно разнообразие, особенность, индивидуальность личности выражается в экономической формуле: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». А разве марксистский идеал, выступающий одним из основных принципов коммунизма, предполагающий создание общественных условий для «полного и свободного развития каждого индивидуума» не есть многомерная, многообразная индивидуализация и либерализация общества.