Толкование конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

12 декабря 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным на Референдуме была принята Новая Конституция Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ по которой мы живем, и которая действует, и посей день. Конституция была принята быстро возможно, поэтому в ней содержится много пробелов, нарушений и несоблюдение её. Например, согласно ст.41 Конституции РФ “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Но на практике бесплатная медицинская помощь оказывается только на низшем уровне (прохождение УЗИ за свой счет, и т.д.). Ст.43 Конституции РФ “Каждый имеет право на образование.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд дал  толкование многих статей Конституции. Он дал толкование в Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.99.года N 2-П ст.71,76,112 Конституции РФ, в Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П ст.84,99,109 Конституции РФ и др.

Дал толкование по делу о  Постановление  от 11 июля 2000 г. N 12-П  ст.91 и 92 (ч.2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении  полномочий Президента Российской Федерации  в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.* Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании отдельных положений ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи. Конституционный Суд постановил, что можно запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации. Для решения вопроса ст.92 ч.2 Конституции Российской Федерации в случае стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья после определения возможна процедура досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по указанному основанию. Возникают противоречия в соответствии со ст.23 ч.1 Конституции РФ,

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений ст. 91, 92 (ч. 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"*

каждый имеет право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (сведенья о состоянии здоровья), защиту своей чести и доброго имени. Президент РФ обладает таким правом, я согласна с мнением судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука, Президент РФ занимает должность главы государства, на делен публичной властью, обладает особенностями конституционного статуса, вопрос о состоянии здоровья главы государства затрагивает не только сферу его частной жизни, она имеет общественный, конституционно - значимый характер. Президент Российской Федерации имеет ограничения из-за конституционного статуса в соответствии с занимаемой должностью: на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную, врачебную тайну, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства в установленных федеральным законом пределах в соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации.*

Руководители учреждения здравоохранения, обслуживающие Президента Российской Федерации, обязаны информировать  о болезни, Председателя Правительства  Российской Федерации, если болезнь  носит постоянный, необратимый характер.  Компетентные органы государственной  власти имеют право получать информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации.

Вопросы толкования Конституции  рассматриваются только на пленарных  заседаниях Конституционного Суда (а  не в его палатах).

Давая толкование конституционных  норм, Суд применяет самые различные  методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

Логический способ толкования – это норма, которая толкуется  ее содержанием, используя логические приемы и анализ иных норм и не прибегая к другим средствам толкования.

Грамматическое  толкование выражается в уяснении смысла правовой

Мнением судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука*

нормы путем грамматического  анализа ее текста. Грамматическое толкование указывает, где содержится гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы, устанавливает значение отдельных слов,  грамматическую форму (падеж, число, род, вид, лицо), определяет связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма. Применяют толковые словари русского языка (например, словари под редакцией А. П. Евгеньевой, С. И. Ожегова и др.). Не разрешается давать одинаковый смысл различным терминам, если это не вытекает из самого текста закона. Не допускается, значение термина, установленного для одной отрасли права, и механического переноса в другую отрасль (понятие “брак” в семейном и трудовом праве используется для обозначения совершенно различных явлений). Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами.

Историческое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа  той исторической обстановки, в которой  они были приняты.*

Давая толкование Конституции, Конституционный Суд не создает  новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые  правовые нормы.** Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть конституционных норм, путем толкования выявляет смысл нормы, который изначально заложен в ее содержание.

Основные черты толкования Конституции РФ: обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам; ни

Матузов Н.И., Малько А.В. “Теория государства и права”* Учебник. М.: Юристъ, 2004.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. “Конституционное право”** 3-е издание

 

один правовой акт, принимаемый  в стране (федеральный закон, акт  Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РФ говорится в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ - ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ. Первичный учредительный характер конституционных установлений.  Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения. Российская Конституция является “жесткой” проявляется в материальном и процессуальном аспектах. В материальном аспекте, Конституция РФ содержит “защищенные” положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Гл. 1 “Основы конституционного строя”, гл. 2 “Права и свободы человека и гражданина” и гл. 9 “Конституционные поправки и пересмотр Конституции”. Положения этих глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны. Остальные главы Конституции гл. 3–8 могут быть изменены Федеральным Собранием, по сложной процедуре. Процедурный (процессуальный) аспект “жесткости” Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона.*

Конституция РФ носит кодифицированный характер единый, краткий документ, содержащий первостепенные положения, закрепляющие и регулирующие различные точки зрения общественных отношений. Особый субъект, который устанавливает Конституцию. Конституция состоит из преамбулы. Часть Конституции носит декларативный характер, а другая часть основополагающая, носит постоянный характер и должна оставаться неизменной. Конституция Российской Федерации не предусматривает

Кратков Д.Б., Корчиго Е.В. “Конституционное право России”* Учебное пособие 1999 г.

возможности и процедуры  изменения преамбулы и норм разд.2. Особый

предмет конституционного регулирования. Толкование конституционных норм влияет на жизнь общества, большое количество пробелов в Конституции, отсутствие конкретизации в правовых нормах, требует толкования.

В своем Постановлении  от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации  Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только Конституционный  Суд Российской Федерации выносит  официальные решения, имеющие общеобязательное значение по толкованию Конституции  Российской Федерации. Поэтому его  постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими  органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого конституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями.

Значение толкования Конституции  играет важную роль в практике из-за неодинакового понимания конституционной  нормы ее неопределенности и полноты, противоречивости, неточности используемой в ней терминологии, что может привести к неправильному применению нормы в процессе деятельности.

1.2 Стадии толкования Конституции Российской Федерации.

Толкование Конституции  осуществляется посредством конституционного судопроизводства ст.1 ФКЗ “О Конституционном суде РФ”.

Конституционное судопроизводство — это деятельность судебных органов, заключающаяся в рассмотрении дел, предметом которых является конституционно - правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения Конституции государственными органами и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия.

Конституционное судопроизводство состоит из стадий. Очередность стадий последовательно сменяющих друг друга их конечной целью является вынесение итогового решения по делу и его исполнение.

Федеральный конституционный  закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” выделяет следующие стадии производства, которые указаны в  главах с IV по VIII в процессе толкования Конституции:

1. Направление запроса о толковании в Конституционный Суд РФ. Обращение в конституционный суд — это может быть запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п., — отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде ст.36 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Запрос в Суд оформляется, актом соответствующего субъекта и должен исходить от уполномоченного на то субъекта содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. В запросе указывают положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, указываются все необходимые реквизиты того, кто обращается в Конституционный Суд РФ (ст.37. Общие требования к обращению ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"), а также возможно уплата госпошлины (ст.39. ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

В ст.37 ФКЗ “О Конституционном Суде” содержатся общие требования как должно быть оформлено обращение:

1) орган, в который направляется  обращение;

2) наименование заявителя Ф.И.О.; адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные  о представителе заявителя и  его полномочия, за исключением  случаев, когда представительство  осуществляется по должности;

4) наименование и адрес  государственного органа, издавшего  акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре  о компетенции;

5) нормы Конституции РФ  и ФКЗ, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

6) точное название, номер,  дата принятия, источник опубликования  и иные данные о подлежащем  проверке акте, о положении Конституции  РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные  основания к рассмотрению обращения  Конституционным Судом РФ в ФКЗ;

8) позиция заявителя по  поставленному им вопросу и  ее правовое обоснование со  ссылкой на соответствующие нормы  Конституции РФ;

9) требование, обращенное  в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду  РФ;

10) перечень прилагаемых  к обращению документов. ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" ст.38 определяет перечень необходимых документов, прилагаемых к обращению, с указанием количества представляемых экземпляров. В их числе:

1) текст акта подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной  документ, подтверждающий полномочия  представителя, за искл. случаев, когда представительство осуществляется по должности, копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы.

Согласно ст.40 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” запрос (обращение) подлежит регистрации. Запрос о толковании Конституции предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда РФ, который может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Но заявитель, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

2. Предварительное изучение  обращения судьями ст.41 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”. Целью этой стадии является проверка обращения заявителя в Конституционный Суд на соответствие его требованиям закона, по материальным и формальным основаниям.

Конституционный суд в предварительном порядке рассматривает, зарегистрированные обращения. Они могут быть рассмотрены структурными подразделениями Конституционного Суда. Конституционный Суд действует в рамках полномочий, которыми он наделен, решает о принятии и возвращении обращения заявителю, будет ли оно направлено в другие органы, учреждения по подведомственности.

Информация о работе Толкование конституции РФ