Толкование конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

12 декабря 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным на Референдуме была принята Новая Конституция Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ по которой мы живем, и которая действует, и посей день. Конституция была принята быстро возможно, поэтому в ней содержится много пробелов, нарушений и несоблюдение её. Например, согласно ст.41 Конституции РФ “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Но на практике бесплатная медицинская помощь оказывается только на низшем уровне (прохождение УЗИ за свой счет, и т.д.). Ст.43 Конституции РФ “Каждый имеет право на образование.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также  извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в  аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса.

Согласно ст.21 Кодекса судейской этики судья не должен участвовать в политической деятельности. Он не должен состоять, возглавлять или иметь какую-либо должность в любой политической организации; выступать в поддержку политической организации или кандидата на выборную должность, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность; участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату либо посещать мероприятия, спонсируемые политической организацией или кандидатом; публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

В Законе установлен перечень оснований для прекращения полномочий: нарушение порядка назначения на должность; истечение срока полномочий или достижение предельного возраста пребывания в должности; личное письменное заявление об отставке до достижения предельного возраста, утрата судьей гражданства России, вынесение обвинительного приговора, вступившего в законную силу, совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение  судьей, несмотря на предупреждение Конституционного Суда, занятий или действий, не совместимых  с его должностью; неучастие в  заседаниях суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин и т.д.

 Конституционный Суд  состоит из двух палат, включающих  в себя соответственно десять  и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В соответствии со ст.9 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” выдвижение кандидатуры на должность судей, могут быть представлены Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными

юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три  года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их

Кодекса судейской этики

полномочий могут быть избраны на новый срок.

 Председатель Конституционного Суда занимается подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях палат, представляет Конституционный Суд в отношениях с госорганами и организациями, общественными объединениями и др.

Судья-секретарь  Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда и т.д.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются  при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом.

Одной из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ согласно ст.2 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен сменяться одновременно, а суд - прекратить свою деятельность по каким-либо причинам.

Следует заметить, что решения  Суда, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений  ст.6 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 Федеральный конституционный  закон закрепляет цели, структуру  Конституционного Суда, принципы  конституционного судопроизводства.

В своей деятельности Конституционный  Суд руководствуется основными  принципами согласно гл.IV ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации": независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания.

Конституционный Суд независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношении  от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета. Президент РФ и Государственная  Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном  Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую  правовую позицию по конкретному  делу. Они не вправе оказывать какое  бы то ни было давление на Суд или  предпринимать действия, способные  нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.

Ст.36 ФКЗ  "О Конституционном Суде Российской Федерации" служит основанием, поводом для обращения в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, которое должно соответствовать требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Суд, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных  полномочий (ст.3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"):

1) проверка конституционности  законов, нормативных правовых  актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2) разрешение споров о  компетенции; 

3) толкование Конституции  РФ;

4) дача заключения о  соблюдении порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются  не только по содержанию, но и по субъектам  запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности  производства по рассмотрению соответствующих  категорий дел.

В порядке нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти субъектов  РФ;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

Правом на обращение в  Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной  власти и договоров между ними обладают только те органы, которые  указаны в Конституции ст.125: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Необходимо заметить, что  исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ.

Конституционный Суд в  заседаниях палат по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации  выступают инициаторами восполнения  пробелов в законодательстве субъекта Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, причем акты толкования по юридической силе приравниваются к самой Конституции Российской Федерации, то есть фактически становятся ее составными частями. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, и акты их толкования не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

 В своих постановлениях  и определениях Конституционный  Суд Российской Федерации решает  вопрос о соответствии конституций  (уставов) субъектов Российской  Федерации Конституции Российской  Федерации и федеральным законам.

Конституционный Суд имеет  широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской Федерации  на всей ее территории.

Анализируя работу Конституционного Суда, можно с уверенностью сказать, что Конституционный суд –  это главный субъект толкования Конституции, так как это входит в его полномочия, что обусловлено  законом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрев данную тему работы можно подвести итоги – толкование конституции РФ играет важную роль в юридической практике применения, выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Задача и цель толкования конституции РФ заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно её применить. Толкованием конституции РФ занимается Конституционный Суд РФ, является официальным и обязательным для всех. Конституционный Суд не может давать толкование Конституции и других нормативных актов по собственной инициативе, а только по письменным запросам соответствующих субъектов, указанных в ст. 125 Конституции РФ. При толковании конституции РФ Суд применяет различные методы: логический, грамматический, системный, исторический и др. Толкование Конституции может быть нормативным, казуальным.

На мой взгляд, проблема толкования конституции, присутствие пробелов в ней, заключается в нечеткости юридических формулировок, несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии, их слабая проработанность, неконкретность, в соотношении духа и буквы закона, между которыми, существуют противоречия, несовпадения. Подобные коллизии устраняются путём толкования. Большое значение имеет, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга. Юридическая деятельность требует точности, определённости, внимательности. Не зря говорят: закон - это скальпель в руках судьи и пользоваться им надо умело и осторожно.

Проведенное исследование позволяет  сделать вывод о дальнейшем усилении позиций Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного  органа конституционного контроля в  системе государственной власти России благодаря развитию функции толкования Конституции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РСФСР 12 июня 1936 года

2. Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года

3. Конституции РФ 12 декабря 1993года

4. ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений ст. 91, 92 (ч. 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"

6. Мнением судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука

7. “Кодекса судейской этики” утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 февраля 2012 года

8. ФКЗ “О Судебной системе РФ” от 31 декабря 1996 №1-ФКЗ

9. Некрасов С.И. Конституционное право РФ Конспект лекций 2009 года

10. М. В. Баглай Конституционное право РФ учебник 2002 года

11. Червонюк В.И. Конституционное право России, Москва, 2004года

12. Смоленский М.Б. ”Конституционное право России” 2003года

13. Матузов Н.И., Малько А.В. “Теория государства и права” Учебник. М.: Юристъ, 2004 года

14. Кратков Д.Б., Корчиго Е.В. “Конституционное право России” Учебное пособие 1999 года

15. Витрук Н.В. “Конституционное правосудие. Судебное Конституционное право и процесс” 1998 года

16. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов 1997года

17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. “Конституционное право” 3-е издание

 

 

 

 


Информация о работе Толкование конституции РФ