Толкование конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

12 декабря 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным на Референдуме была принята Новая Конституция Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ по которой мы живем, и которая действует, и посей день. Конституция была принята быстро возможно, поэтому в ней содержится много пробелов, нарушений и несоблюдение её. Например, согласно ст.41 Конституции РФ “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Но на практике бесплатная медицинская помощь оказывается только на низшем уровне (прохождение УЗИ за свой счет, и т.д.). Ст.43 Конституции РФ “Каждый имеет право на образование.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Группа писем (обращений) подлежит изучению, которое  может быть подано лично через приемную или канцелярию Конституционного Суда. В соответствии со ст.40 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно  Конституционному Суду РФ;

2) по форме не отвечает  требованиям ФКЗ;

3) исходит от ненадлежащего  органа или лица;

4) не оплачена госпошлина, если иное не установлено Федеральным  конституционным законом, Секретариат  Конституционного Суда уведомляет  заявителя о несоответствии его  обращения требованиям Федерального  конституционного закона. Заявитель  вправе потребовать принятия  Конституционным Судом Российской  Федерации решения по этому  вопросу.

Заявитель после устранения недостатков, связанных с формой обращения, и при оплате госпошлины вправе вновь направить обращение  в Конституционный Суд Российской Федерации.

В процессе изучения обращений  судья руководствуется положениями ст.43 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации”. Суд не принимает обращения к рассмотрению, если:

1) разрешение вопроса,  поставленного в обращении, не  подведомственно Конституционному  Суду;

2) обращение в соответствии  с требованиями Закона не является  допустимым;

3) по предмету обращения  Конституционным Судом ранее  было вынесено постановление,  сохраняющее свою силу. По этим  основаниям на основе заключения  судьи Конституционный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения в рассмотрении.

Обращения не рассматриваются, по жалобам заявителя на пробел в Конституции или законе на несовершенство закона, об усовершенствовании или изменении закона, если заявитель обращается с политическим вопросом, если этот вопрос неконституционного уровня и не нашел разрешения в Конституции Российской Федерации, если оспариваемый акт или закон не является правовым, не применен или не подлежит применению в конкретном деле гражданина.*

Обращение дел к компетенции  Конституционного Суда Федеральным  конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Определение допустимости обращения, поступившего в Конституционный  Суд, осуществляется на основании тщательного  юридического анализа ст.125 Конституции  РФ и соответствующих статей законов, определяющих компетенцию Конституционного Суда, а также с учетом ранее выраженной Конституционным Судом при рассмотрении конкретных дел правовой позиции.

После предварительного изучения обращения судьей делается заключение. Оно может быть устным или письменным. На пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации докладывается

заключение судьи не позднее одного месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями.

Червонюк В.И. “Конституционное право РФ”* 2004г.

3. Следующей стадией немало важной является подготовка дела к слушанию. Цель обеспечить все условия для эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел.

Решение о назначении дел к слушанию принимается конституционным судом или его коллегией (сенатом, палатой и т.д.). В соответствии со ст.49 ФКЗ “О Конституционном Суде” в подготовке слушания дела в судебном

заседание играет судья-докладчик, который готовит проект решения по делу. Он истребует все необходимые материалы, документы, поручает проведение проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Устанавливается круг лиц, которые будут приглашены, вызваны в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда РФ.

4. Рассмотрение запроса  о толковании по существу. Целью  рассмотрение всех обстоятельств  дела, уяснение правовой позиции  сторон. Обычно эта стадия имеет  форму устного разбирательства,  но могут быть исключения. В  ряде конституционных судов предусмотрена  упрощенная форма судопроизводства.

Дела по запросам о толковании рассматриваются в пленарных  заседаниях Конституционного Суда РФ, в полном составе. Согласно ст.54 ФКЗ “О Конституционном Суде” заседание Конституционного Суда РФ проводиться открыто. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания. Возможна кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии со ст.59 ФКЗ “О Конституционном Суде” в заседании ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда РФ.

Для обеспечения полноты  и точности протокола может вестись  стенограмма заседания.Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Стороны имеют право знакомиться  с протоколом и стенограммой, приносить свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Замечания на протокол или  стенограмму заседания рассматриваются  совместно председательствующим в  заседании и судьей-докладчиком  с участием в случае необходимости  лиц, подавших замечания. Замечания  на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении  их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу  и к стенограмме.

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям, после предупреждения может быть удалено из зала или наказано вынесением штрафа в размере до одной тысячи рублей.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации  может распорядиться в целях  обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Российской Федерации о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также  о досмотре проносимых в зал вещей  и личном досмотре.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно  относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться  распоряжениям председательствующего  о соблюдении распорядка заседания.

Поддержание порядка в  заседании лежит на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

5. Совещание судей и  принятие итогового решения. На  данной стадии идет процесс  итогового решения по делу, его  принятие и провозглашение.

Решение, принятое как в  пленарном заседании, так и в  заседаниях коллегии конституционного суда, является решением Конституционного Суда. Итоговые решения в зависимости  от специфики их содержания могут иметь различные названия. В соответствии со ст.71 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1 и 4 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления именуется заключением.

Все другие решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается конституционным судом в закрытом совещании в совещательной комнате. В нем участвуют только судьи Конституционного Суда, рассматривающие данное дело (ст.70, 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В ходе совещания судья  устно или письменно излагает свою позицию по данному вопросу. Они не могут воздерживаться при  голосовании.

Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный  с решением Конституционного Суда, вправе согласно ст.76 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. Текст особого мнения судьи по делу, рассмотренному Конституционным Судом, должен быть представлен не позднее 14 дней. Особые мнения имеют большое значение для более глубокого понимания конституционных норм.* Например, мнение Т. Г. Морщаковой по мотивировке Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 года по делу о толковании ст.136 Конституции РФ.

6. Завершающей стадией является разъяснение принятого решения. В процессе исполнения решения конституционного суда могут возникнуть вопросы, связанные с точным пониманием его смысла. В этой ситуации возникает потребность в разъяснении решения. Согласно ст.83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. Разъяснение решения Конституционного Суда выносится определение, излагается в виде отдельного документа и подлежит опубликованию.

Постановление Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, и не требует  подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление  о толковании не может быть отменено никакими органами даже Конституционным  Судом РФ.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ.

2.1. Главный субъект  толкования конституции Конституционным  судом.

В соответствии со ст.4 ФКЗ “О Судебной системе Российской Федерации” в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Витрук Н.В. “Конституционное правосудие. Судебное Конституционное право и процесс”.* 1998 год.

Систему федеральных судов  составляют:

1) Конституционный Суд  Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом  РФ;

3) Арбитражные суды во  главе с Высшим Арбитражным  Судом РФ.

Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Принятая в декабре 1993 года новая Конституция РФ внесла изменения в систему организации  и деятельности конституционного контроля. Началась разработка нового закона о  Конституционном Суде, который был  подписан Президентом 21 июля 1994 года. Это был первый в истории России федеральный конституционный Закон, в котором был учтен опыт работы прежнего Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.

 В настоящее время  организация и деятельность Конституционного  Суда регулируется Конституцией 1993 года, Федеральным конституционным  законом и рядом правовых актов  парламента, внутренняя деятельность  осуществляется в соответствии  с Регламентом Конституционного  Суда (ст.28 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Конституционный Суд Российской Федерации – это судебный орган  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Конституционный Суд согласно ст.4 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд осуществляет свою деятельность при составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия не ограничены сроком. Судья назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст в должности судьи 70 лет (ст.14 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”). Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Согласно ст.16 Кодекса судейской этики судья не вправе заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи, но он имеет право представлять самого себя и членов своей семьи, в случае законного представительства, в судебных органах, давать консультации и оказывать иную юридическую помощь.

Судья не должен консультировать организации, оказывать им юридическую помощь по вопросам, которые могут стать  предметом судебного разбирательства. Если судья является членом некоммерческой общественной организации, то ему не следует быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц в целях предотвращения возможного конфликта. Он не должен участвовать в сборе средств, в пользу общественной организации, призывать членов организации участвовать в сборе средств, вызванные принуждением или в целях обогащения или с использованием своей должности ст. 17 Кодекса судейской этики. Судья должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей этих органов ст.18. Кодекса судейской этики. Он так же не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы в соответствии со ст. 19 Кодекса судейской этики.

Информация о работе Толкование конституции РФ