Толкование норм прав и их понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:22, контрольная работа

Описание работы

Во времена Петра Россия становится абсолютной монархией. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности. Однако это - не единственный признак. Необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Этот период в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..3
1. Понятия и виды толкования права ……………………...4
1.1. Понятие толкования права ……………………….4
1.2. Виды толкования права ……………………………9
2. Акты толкования норм права ………………………………….17
3. Способы толкования права ………………………………21
Заключение 28
Схема ………………………………………………………….29
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Копия Контрольня работа История отечественного государства и права.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

Это упорядочило  податную политику и резко подняло  доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они  составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с  мелких крестьянских и ремесленных  хозяйств на мануфактуры. При Петре  было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких  таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела  капиталистические черты, но использование  на ней преимущественно труда  крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. делало ее крепостническим  предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных  крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую  промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также  вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи  предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению  мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной  и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу  царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями  были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские  пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи  россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря  этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической  области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная  полностью обеспечить военные и  государственные нужды и ни в  чем не зависящая от импорта.

 

 

 

 

  1. Реформы органов власти и управления

Переход к абсолютизму, означал прежде всего отмирание сословно-представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г. на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба мальчика.

Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, — Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и, прежде всего, отразилось на численном  росте Думы. Если при Иване Грозном  в Думе сидел 21 человек, то при Алексее  Михайловиче — уже 59, а при  Федоре Алексеевиче — 167. В силу этого  если раньше Дума могла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действительные функции  Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных к царю. При Федоре Алексеевиче Дума вовсе утратила значение политического органа. А  Петр I в самом начале своей реформаторской деятельности окончательно ее упразднил.

Но переход  к абсолютизму не сводился лишь к  освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и перестройку  всего государственного аппарата. Эти  позитивные мероприятия по реконструкции  феодального государства, по приспособлению его к новым условиям классовой  борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление  Петра I и Екатерины П. Все эти  мероприятия были направлены на укрепление феодального государства как  машины в руках господствующего  класса для подавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде крепостного крестьянства.

Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних  атрибутах, важнейшим из которых  явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло  к его преемникам.

Однако  абсолютный монарх, сосредоточивший  в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все  государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система  новых центральных и местных  органов.

При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного  органа, порой заменяющего и особу  императора. Однако при Екатерине I положение Сената существенно меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный  тайный совет, оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно  императору, то теперь между Сенатом  и императрицей вставал Верховный  тайный совет. Сенат оказался в подчиненном  положении.

При Петре I были существенно преобразованы  органы центрального управления. На смену  сложной и запутанной системе  приказов пришла новая четкая система  коллегий. По существу, они стали  первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными делами и т.д.

Важным  явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. На смену  прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая система административно-территориального деления, созданная по определенным принципам, не лишенным известной научности  и носящим в определенной мере буржуазный характер. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

В 1708 г. вся  территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позже на 11). Их границы  даже не определялись, а в губернию включались города с прилежащими  землями, тяготеющие к губернскому  центру, связанные с ним дорогами. В две из них (Петербургскую и  Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а в остальные - губернаторы из числа виднейших государственных  деятелей, облеченных большой властью  и доверием царя (Ментиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями  управления (военной, финансами, юстицией и т.д.). Созданы были губернские канцелярии. Губернии делились на уезды позже названные долями во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и тогдашних средствах сообщения невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они по большей части были обремены многочисленными обязанностями (Меншиков и Апраксин - президенты "первейших" коллегий и сенаторы и т.д.) и практически не могли быть непрерывно в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Поэтому в 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции, сначала  на 45, а потом на 50. В пограничные  провинции назначаются также  губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Однако города имели свое городское управление: в губернских городах - магистраты, в уездных - ратуши. Общее руководство магистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии. Его деятельность регламентировалась Регламентом Главному магистрату.

Постепенно  количество губерний росло как за счет присоединения к России новых  земель, так и за счет разукрупнения  чрезмерно больших губерний. В  результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось  уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа  губерний, а следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия  чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей  мере он был подвержен болезни, которая  свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая  особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно.

Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus -государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства, доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества виновного, а холоп, донесший на своего господина, -вдобавок еще и волю. В стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о том, чтобы "подметные письма" (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили, не распечатывая и не читая. Дело в том, что доносчики, опасаясь нередких в таких случаях пыток, подбрасывали анонимки ("подметные письма") к дверям государственных учреждений или церквей.

Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора ("ока  государева"). Генерал-прокурору  были подчинены обер-прокуроры в  Сенате и в Синоде, прокуроры в  коллегиях и в губерниях. Они  должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они  были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако, поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало "недремлющее око" Тайной канцелярии.

Но ничто  не помогало. Взяточничество и казнокрадство  процветало. Так, уличен был во взятках  и казнен сам обер-фискал Нестеров. Казнен сибирский губернатор князь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для жены Петра I пока их везли через Сибирь. А на царского фаворита князя Меншикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере почти годового бюджета Российской империи.

Тем самым  итоги реформирования органов власти и управления можно назвать противоречивыми. К его положительным результатам  можно отнести отмирание сословно-представительных органов управления (Земские соборы, приказы). С другой стороны, реформы  тормозились отсутствием должных  форм контроля соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Военная реформа

Начало  реформирования вооруженных сил  относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя  из даточных и "охочих" людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил  все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную  форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся  им льготы по торговле и на занятие  ремеслом, поэтому были привязаны  к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли  явиться надежной опорой дворянскому  правительству. Не могли они также  и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения  внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной  военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Ее ядром  стали два гвардейских (бывших "потешных") полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой  армии. Первоначально была сделана  ставка на приглашение на русскую  службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон  Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Информация о работе Толкование норм прав и их понятие