Толкование права в деятельности Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:49, научная работа

Описание работы

Правильное понимание и применение закона и подзаконных актов невозможны без установления их подлинного смысла и содержания. Толкование права, представляющее собой, по сути, поиск воли законодателя в принятом им законе, является одним из необходимых элементов правового регулирования в любом современном развитом обществе.
Толкование права, таким образом, выражается в установлении подлинного смысла содержащихся в правовых актах конкретных решений и констатации. Это интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Теоретические основы толкования права Конституционным Судом РФ 5
3. Легальное толкование права Конституционным судом РФ 11
4. Аутентическое толкование права Конституционном судом РФ 14
5. Особое мнение судей Конституционного Суда РФ как толкование права 20
6. Заключение 22
7. Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Работа по толкованию права 2.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд в  пленарном заседании может принять  решение, не соответствующее ранее  выраженной им позиции. Такое решение  может быть обусловлено либо «поиском права», либо «превращением» Конституции, т.е. изменением Основного Закона без  изменения его текста, либо внесением  в Конституцию дополнений и изменений, влекущих к изменениям в нормативном  содержании ранее интерпретированных конституционных положений, которые  в силу этого нуждаются в новом  осмыслении.

Толкование Конституции  РФ, отдельных ее норм дается исключительно  в пленарных заседаниях Конституционного Суда. Причем решение о толковании Конституции, в отличие от решений  по иным делам, принимается большинством не менее двух третей от общего числа  судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной значимостью таких решений, а также возможными политическими последствиями. По мнению законодателя, данный порядок принятия решения о толковании Конституции и установленное комментируемой статьей большинство служит гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс.

Толкование Конституции  РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений.

Официальный характер такого толкования заключается в том, что  оно дается Конституционным Судом, уполномоченным на это частью 5 статьи 125 Конституции РФ, содержится в специальном  акте (постановлении) и обязательно  для всех субъектов права.

С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании неопределенности в понимании положений  Конституции, которая стала предметом  для обращения в Конституционный  Суд, неопределенность считается преодоленной.

В отличие от официального, неофициальное толкование Конституции  и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными лицами, а  также учеными и практическими  работниками, гражданами, нередко обладая  высоким авторитетом и воздействуя  на общественное и индивидуальное правосознание  и поведение субъектов конституционного права, юридических последствий  не порождает.

Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, признается нормативным, ибо оно распространяется на всех субъектов правовых отношений  и весьма широкий круг случаев, обязательно  на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.

Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции РФ, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Даваемое им толкование Конституции неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона. Толкование Конституции не ограничено временем, может в будущем дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.

Решение Суда о толковании Конституции не влечет утраты юридической  силы какими-либо актами или их отдельными положениями, как это происходит при принятии Судом решений по делам о конституционности нормативных  актов, договоров, спорах о компетенции. Однако акты или отдельные их положения, основанные на противоречащей толкованию Конституционным Судом интерпретации  конституционных норм, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами.

Решение Суда о толковании Конституции может также являться основанием для судебного обжалования (в судах общей юрисдикции и  арбитражных судах) соответствующих  решений и действий, если при их вынесении или осуществлении  органы и должностные лица руководствовались  неправильной интерпретацией своих  полномочий, не соответствующими толкованию Конституционным Судом норм о  разграничении предметов ведения  и полномочий.

 

 

3. Легальное толкование права Конституционным судом РФ

 

Важной особенностью толкования Конституции РФ, даваемого Конституционным  Судом  РФ, является необходимость соблюдения отдельных особенностей конституционного судопроизводства. Прежде всего, ч.2 ст.21 Закона предусмотрено, что толкование Конституции РФ дается исключительно в пленарном заседании. Особенностью такой процессуальной формы осуществления конституционного судопроизводства как пленарное заседание является то, что в пленарном заседании участвуют все судьи Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда о толковании Конституции именуется постановлением. Оно основывается только на тех материалах, которые исследовались Конституционным Судом, и принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей (в иных случаях для принятия решения достаточно и простого большинства участвовавших в голосовании судей – ст.72 Закона). В соответствии со статьей 74 Закона Конституционный Суд принимает постановление о толковании, оценивая как буквальный смысл положений Конституции, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Постановление о толковании не должно противоречить ранее принятым решениям Конституционного Суда по аналогичным делам.

В процессе толкования Конституции  можно выделить следующие стадии:

1) Направление запроса  о толковании в Конституционный  Суд. Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду (статья 37 Закона). К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию (статья 38 Закона). Запросы о толковании Конституции государственной пошлиной не оплачиваются (статья 39 Закона).

 Запрос о толковании Конституции, согласно статье 40 Закона, предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Но заявитель во всяком случае вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом.

2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела.

Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона, может отказать в принятии запроса к рассмотрению.

3) Подготовка дела к  слушанию. Для этого Конституционный  Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда.

4) Рассмотрение запроса  о толковании по существу. Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто.

5) Совещание судей и  принятие итогового решения. В  ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда.

6) Опубликование решения  (в частности, в «Вестнике Конституционного Суда РФ – ст.78).

7) Разъяснение принятого решения. Данная стадия не является обязательной. В соответствии со статьей 83 Закона решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд. Это правомочие Конституционного Суда относится уже к аутентическому толкованию права.

Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом.

Таким образом, особенности толкования Конституции РФ органически вытекают из особенностей Конституции как основного Закона. Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ по толкованию положений Конституции РФ является необходимость соблюдение специальных законодательно установленных процессуальных норм принятия решений.

 

4. Аутентическое толкование права Конституционном судом РФ

 

Необходимость официального толкования постановлений Конституционного Суда РФ может быть обусловлена неясностью вынесенных решений; проблемами, связанными с непониманием предмета дела сложностью мотивации и резолюций суда; трудностями в правоприменении на практике.

Институт разъяснения  решений Конституционного Суда РФ также регламентируется ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Согласно ст. 83 данного Закона, решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено (аутентически истолковано) только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Рассмотрение вопроса о разъяснении решения происходит в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. Разъяснение решения Конституционного Суда РФ оформляется вынесением определения.

В ходе разъяснения происходит истолкование содержания и смысла отдельных  положений решения, изложенных как  в резолютивной, так и в мотивировочной части. В Определении от 07.10.97 № 88-0 «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края» Конституционный Суд РФ указал, что суды общей юрисдикции не вправе давать собственное официальное толкование постановлений Конституционного Суда РФ, обязательное для правоприменения.

Конституционный Суд РФ сам  не может выступить инициатором  разъяснения. Основанием для официального разъяснения решения является ходатайство заинтересованных лиц, которое может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения вопроса в заседании Конституционного Суда РФ (ст. 44, 83 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). При этом производство по делу прекращается3.

В соответствии со ст. 71 ФКЗ  «О Конституционном Суде Российской Федерации», осуществляя свою деятельность, Конституционный Суд РФ принимает решение, постановление (как итоговое решение), заключение, определение. Объектом разъяснения являются решения Конституционного Суда РФ.

Официальное разъяснение  излагается в определении, являющемся отдельным правовым актом. В нем  выделяются вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части. Такое определение  становится неотъемлемой частью истолковываемого решения и применяется в единстве с ним. Отказ в принятии обращения о разъяснении также отражается в определении.

Информация о работе Толкование права в деятельности Конституционного Суда РФ