Толкование права в деятельности Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:49, научная работа

Описание работы

Правильное понимание и применение закона и подзаконных актов невозможны без установления их подлинного смысла и содержания. Толкование права, представляющее собой, по сути, поиск воли законодателя в принятом им законе, является одним из необходимых элементов правового регулирования в любом современном развитом обществе.
Толкование права, таким образом, выражается в установлении подлинного смысла содержащихся в правовых актах конкретных решений и констатации. Это интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Теоретические основы толкования права Конституционным Судом РФ 5
3. Легальное толкование права Конституционным судом РФ 11
4. Аутентическое толкование права Конституционном судом РФ 14
5. Особое мнение судей Конституционного Суда РФ как толкование права 20
6. Заключение 22
7. Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Работа по толкованию права 2.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

К числу определений о  разъяснении решений Конституционного Суда Российской Федерации относятся Определение от 06.06.1997 № 59-0 «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова»; Определение от 07.10.1997 № 88-0 «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 года по делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края»; Определение от 26.11.1998 № 144-0 «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год»; Определение от 14.01.2000 № 4-0 «О разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 года по жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле связи с ходатайством Центрального банка Российской Федерации»; Определение от 14.12.2000 № 245-0 «О разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2000 года об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Московской областной Думы и Московской городской Думы по определению состава территории»; Определение от 27.11.2001 № 202-0 «Об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации»; Определение от 09,10.2008 № 482-О «По ходатайствам Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 года № 3-П»; Определение от 19.03.2009 № 219-О «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Абакарова Магомед-С. Абасовича о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П».

Многие определения, принятые Конституционным Судом РФ по ходатайствам о разъяснении, оказались определениями  об отказе в принятии ходатайств к  рассмотрению. Это вызвано рядом  причин. Не всегда субъект, обращающийся с ходатайством об официальном разъяснении вынесенного решения, отвечает предъявляемым к нему требованиям закона. Так, члену Совета Федерации В.А. Озерову было отказано в принятии ходатайства о разъяснении Постановления КС РФ от 16.06.98 по делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ н связи с тем, что по вопросам толкования Конституции Российском Федерации правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации наделены Президент РФ, Совет Федерации, Госдума, Правительство РФ и органы законодательной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ и ст. 105 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Официальное разъяснение  касается только предмета уже рассмотренного дела и не может затрагивать новых вопросов — проверки конституционности иных норм, толкования законов и других нормативных актов4. Разъяснение не может быть просто воспроизведением вынесенного решения, а также не должно содержать новую правовую мотивировку5.

В связи с тем, что решение  Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит (ч. 1 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), отказывается в принятии к рассмотрению ходатайства, содержащего скорее всего несогласие с вынесенным решением, чем просьбу его разъяснить6.

В ряде случаев в Конституционный  Суд РФ обращаются с ходатайством разъяснения спорных вопросов, касающихся исполнения его решения, когда соответствующие органы отказывают в удовлетворении требований заинтересованных лиц. Такие ходатайства также не принимаются к рассмотрению7.

Одним из недавних примеров аутентического толкования Конституционным Судом Российской Федерации своего постановления стало Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. № 556-О-Р «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16,20,112,336,376,377,380,381,382,383,387,388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

В Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П Конституционный Суд РФ признал примененную в делах ряда заявителей статью 389 ГПК РФ, согласно которой Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеют право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности, не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой предусмотренное ею правомочие может быть реализовано только при наличии обращения заинтересованных лиц, по общим правилам главы 41 ГПК РФ, в том числе в пределах установленных ч. 2 ст. 376, ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 382 ГПК РФ сроков для обжалования в надзорную инстанцию, истребования дела и вынесения определения по результатам его рассмотрения, а Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении дела Президиумом Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ также  постановил, что конституционно-правовой смысл статьи 389 ГПК РФ является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике, а правоприменительные решения по делам заявителей, основанные на ст. 389 ГПК РФ в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в установленном порядке. При этом законодателю было указано на необходимость при реформировании надзорного производства, включая процедуры инициирования надзорного пересмотра судебных постановлений в Президиуме Верховного Суда РФ, исходя из целей обеспечения единообразного применения закона и руководствуясь Конституцией РФ и данным Постановлением Конституционного Суда РФ, конкретизировать порядок осуществления правомочия, предусмотренного статьей 389 ГПК РФ.

Конституционный Суд РФ дал  следующее разъяснение. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ (ч. 2 ст. 4, ст. 15, 120) в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению правовых норм. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд при рассмотрении конкретного дела уясняет конституционный смысл выбранной нормы и применяет ее именно в этом — конституционном — смысле. Если же суд приходит к выводу, что в результате применения выбранной им нормы могут быть нарушены те или иные положения Конституции РФ (то есть норма имеет неконституционный смысл), он обязан в соответствии со ст. 125 Конституции РФ, ст. 3,101 и 103 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федераций либо разрешить дело на основе Конституции РФ, либо, приостановив производство по делу, обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ, поскольку только в порядке конституционного судопроизводства (ст. 120,125, 126 и 127 Конституции РФ) возможно признании нормы соответствующей или не соответствующей Конституции Российской Федерации и утрачивающей в связи с этим юридическую силу.

В процессе конституционного делопроизводства оценивается как  буквальный смысл нормы, так и  смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием, учитывается ее место в системе норм, данная норма признается Конституционным Судом РФ конституционной или неконституционной, выявляется при этом ее конституционный или неконституционный смысл. Если Конституционный Суд РФ установит, что неконституционный смысл придается норме в результате истолкования ее правоприменителем, которое не соответствует Конституции РФ, то, не устраняя самой нормы, восстанавливается ее конституционно-правовая интерпретация. Норма, конституционно-правовой смысл которой выявлен Конституционным Судом РФ, может действовать и применяться только в нормативном единстве с подтвердившим ее конституционность решением Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ не может быть лишен возможности  устанавливать конституционный режим применения нормы, которая сама по себе признана им не противоречащей Конституции РФ, с тем, чтобы исключить неконституционное истолкование этой нормы в правоприменении.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 100 ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации» вытекает обязательность последующего пересмотра по результатам конституционного судопроизводства решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам заявителей, основанных на применении нормы в ее неконституционном истолковании, повлекшем нарушение конституционных прав и свобод граждан, публичных интересов.

Правоприменительные решения, основанные на акте, которому в ходе применения соответствующий суд  придал не соответствующее Конституции  РФ истолкование, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в установленном  законом порядке.

После выявления конституционно-правового  смысла нормы, с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу данная норма не должна толковаться каким-либо иным образом или применяться в каком-либо ином смысле (ч. 1,3 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Конституционного Суда РФ, которым в результате выявления конституционно-правового смысла нормы устраняется ее действие в неконституционном истолковании, обладает обратной силой в отношении дел заявителей, обратившихся в Конституционный Суд РФ (ч. 4 и 6 ст. 125 Конституции РФ, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 100 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации, Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. № 78-0).

 

5. Особое мнение судей Конституционного Суда РФ как толкование права

 

Отдельным подвидом толкования здесь можно выделить так называемое «особое мнение» того или иного судьи Конституционного Суда РФ, подлежащее опубликованию вместе с текстом решения согласно ст.76 Закона «О Конституционном Суде РФ». Не являясь обязательным такое «особое мнение» часто имеет значительную научную и познавательную ценность, показывает неоднозначность, спорность, возможно, неправильность соответствующего решения Конституционного Суда РФ. Так, в юридической литературе большую известность получили «особые мнения» шести судей Конституционного Суда РФ по так называемому «чеченскому делу»8, значительный резонанс вызвало и особое мнение судьи Кононова Л. А. по широко известному Определению Конституционного Суда РФ от 08.04.04 № 169-О (где сделан вывод о невозможности принятия к вычету НДС, уплаченного заемными средствами)9.

Исследование практики изложения  особых мнений судьями Конституционного Суда показывает, что:

- особое мнение судьи  является его правовой позицией, выражаемой судьей на основе  принципа независимости судей.  Наличие института особого мнения  в конституционном судопроизводстве  показывает реальное действие  принципа независимости Конституционного  Суда как высшего государственного  органа власти в целом, так  и его членов в частности;

- по своей природе особые  мнения судей Конституционного  Суда являются симбиозом компетентного  (профессионального) и доктринального (научного) толкования, имеющего фундаментальную  опору в сфере научного мировоззрения;

- положения особых мнений  могут базироваться на определенных  ранее сформулированных теоретических  конструкциях. Они не охватывают  научное мировоззрение в целом,  а лишь фокусируются на определенной  модели конституционно-правового  регулирования;

- особые мнения, ставшие  достоянием научной общественности, формируют общественное мнение  и служат основой для эволюции  частных мнений и их трансформации  в тенденции и научные новеллы;

- особое мнение, опубликованное  совместно с решением Конституционного  Суда, - это значимое явление, которое  на уровне индивидуального правосознания  судьи нередко способствует уточнению, разъяснению, аргументации изложенного Конституционным Судом толкования. 

6. Заключение

 

Независимый Конституционный  Суд, действующий на основании строгого и точного соблюдении закона, не нарушающий пределов толкования, должен выступать гарантом сохранения принципа разделения властей в государстве, тем самым способствуя стабильному развитию правового общества. Однако, по мнению многих исследователей, особенностью целого ряда актов толкования Конституции РФ было то, что тонкая грань между толкованием и изменением смысла законодательного текста (или добавлением в текст закона новых, не предусматриваемых им положений) была нарушена, то есть отдельными постановлениями Конституционный Суд РФ по сути «сотворил право». Данное обстоятельство при отсутствии значимых правовых препятствий может в будущем создать опасный простор для злоупотребления Конституционным Судом правом «эксклюзивного толкователя» Конституции. Так, целым рядом актов конституционного толкования была укреплена президентская власть (иногда в ущерб интересам иных ветвей власти, прежде всего законодательной), укреплению подверглась и вертикаль власти путем усиления роли федерального центра.

Информация о работе Толкование права в деятельности Конституционного Суда РФ