Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:32, курсовая работа
Основополагающим принципом любого правового государства является господство закона во всех сферах жизни государства. Его реализации способствует правильное понимание смысла и содержания закона всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как известно, законы создаются для того, чтобы они применялись и
реализовывались. Толкование правовых норм — необходимая предпосылка их применения. Таким образом, правильное толкование законов является залогом их верного и эффективного применения.
Введение. 3стр.
ГЛАВА 1. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА. 6 стр.
1.1 О необходимости толкования права. 6 стр.
1.2 Понятие толкования права. 6 стр.
1. 3 Способы (приемы) толкования права. 6 стр.
1.3.1 Систематический способ толкования права. 6 стр.
1.3.2 Филологический способ. 6 стр.
1.3.3 Историко-политический способ толкования. 6 стр.
1.3.4 Логический способ. 6 стр.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА. 6 стр.
2.1 Официальное толкование. 6 стр.
2.2 Неофициальное толкование. 6 стр.
2.3 Результат толкования права. 6 стр.
ГЛАВА 3. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.6 стр.
2.1 Понятие пробелов в праве. 6 стр.
2.2 Виды пробельности. 6 стр.
2.3 Установление пробелов. 6 стр.
2.4 Способы устранения пробелов. 6 стр.
Заключение. 6 стр.
Список использованной литературы. 6 стр.
Основные критерии установления пробелов:
4. Воля
государства на создание
3.4 Способы устранение пробелов
Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм.
Полномочие на восполнение определенного пробела возможно не иначе как в пределах нормотворческой компетенции того или иного органа в области предоставленных ему прав а решение тех или иных вопросов. Компетенционные нормы очерчивают, таким образом, границы деятельности по восполнению пробелов для любого органа.
Отсюда, в частности, следует, что каждый нормотворческий орган управомочен на устранение пробела в своих собственных актах, изданных в соответствии с его компетенцией, каждый орган вправе устранять пробелы, возникающие по эичине появления новых общественных отношений, требующихих правового регулирования и относящихся к сфере деятельности данного органа.
Своеобразие правоприменения при пробеле в праве выражается в том, что здесь требуется:
а) определить, входит ли данное фактическое обстоятельство в сферу правового регулирования, нуждается ли оно в юридическом опосредствовании и разрешении по существу;
б) установить, допускается ли в данной отрасли права использование каких-либо индивидуальных правовых средств преодоления пробела, имея в виду допустимость последних повсюду, где на этот счет нет специального запрещения законодателя;
в) найти именно то индивидуальное правовое средство, которое в данном конкретном случае является наиболее оптимальным с точки зрения юридического обеспечения изменяющихся потребностей социальной жизни, защиты прав, свобод и законных интересов участников данных отношений, укрепления законности и правопорядка.
Средства преодоления пробела заложены в самом действующем праве, независимо от частоты их использования находятся как бы в боевой готовности3.
В п. 1 ст. 6 ГК говорится: «В
случаях, когда предусмотренные
пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса
отношения прямо не урегулированы
законодательством или
Таким образом, Гражданский Кодекс четко определяет необходимость и способы преодоления пробелов в праве. При этом впервые упоминается об отсутствии обычая и соглашения сторон, а не только нормы.
При этом восполнение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов.
Первый и естественный путь полного устранения пробела — принятие новой нормы. Но это — «долгий путь», ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать «дыры» в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.
Применение права по
аналогии не означает произвольного
решения конкретных дел. Решение
здесь принимается в
Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Если компетентный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные (аналогичные) общественные отношения, то в данном случае имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение непосредственно не регулирует. Она регулирует другие, но близкие, родственные отношения.
Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.
Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с постоянным совершенствованием и развитием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.
означает использование принципов - общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.
Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.
Субсидиарное применение — это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой - родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.
По нормам международного права недопустима аналогия в сфере уголовного права.
Список использованной литературы
1 Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М. - 1993.
2
Алексеев С. С. Проблемы
1993 г.
3
Васильев А. М. О
Проблемы соотношения
материального и
4
Завадская Л. И. Концепция
новые идеи (третий выпуск). М. - 1993.
5 Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.
6 Комаров С. А. Общая теория государства и права. Саранск - 1994.
7 Комаров С. А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994.
8
Конституционное (
Учебник. В 4-х томах. Т. 2. Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. - 1995. - 448 c.
9 Конституция РФ. М. - 1993.
10 Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров - М.
-1994.
11 Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972 г.
12 Н. И. Матузов; А. В. Малько Теория государства и права. М. 1997 г.
13 Недбайло П. Е. Примечание советских правовых норм. М. 1960 г.
14 Общая теория права/Отв. ред. А. С. Пиголкин. М. - 1994.
15 Общая теория права/отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1994.
16 Правовые
формы деятельности
Горшенева, Харьков, 1985 г.
17 Проблемы
законотворчества Российской
18 Седугин П. М. Рождение закона. - М. - 1991.
19 Спасов Б. Закон и его толкование. М. - 1992.
20 Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986. и некоторые другие.
21 Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - СПб. - 1995.
22 Теория государства и права / Под. ред. А. И. Денисова. М. - 1993.
23 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. -
М. - 1996.
24 Чвялева
Е. В. Теоретические проблемы
юридической классификации;
канд. юрид. наук. Свердловск. 1986 г.
25 Черданцев А. Ф. Толкование советского права. М. 1979 г.
26 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М. - 1996.
[1] См.: Васьковский Е.В.
Руководство к толкованию и применению законов (практическое пособие). М., 1997.
С. 11.
[2] См.: Захариев В. Тълкувание на правото. София, 1960. С. 3.
[3] См.: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 325.
[4] См.: Сабо И. Социалистическое право. М., 1964. С. 10.
[5] Таджер В. Гражданско право на НРБ. Обща част. Дял.1. София, 1972. С. 112.
[6] См.: Общая теория права и
государства/Под ред В.В. Лазарева. М., 1996. С. 214.
[7] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т. 2. М., 1982. С. 291-292.
[8] Васьковский Е.В. Указ. работа. С. 12.
[9] Ахматов А.С. Логические формы и
их выражение в языке//Мышление и язык. М., 1957. С. 170.
[10] Алексеев С.С. Указ. работа. С. 291-292
[11] Васьковский Е.В. Указ. работа. С. 12.
[12] См.: Денисов А.И.
Социалистическое право. М., 1955. С. 58; Вильнянский С.И. Толкование и
применение гражданско-правовых норм//Методические материалы ВЮЗИ. Вып.2. М.,
1948. С. 42; Теория государства и права. М., 1949. С. 419; Щетинин Б.В.
Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 33.
[13] Голунский С.А., Строгович
М.С. Теория государства и права. М., 1940. С. 240; Ткаченко Ю.Г. Толкование
юридических норм в СССР. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. М., 1950. С. 6.
[14] Александров Н.Г. Применение
норм советского социалистического права. М., 1958. С. 25; Недбайло П.Е. Указ.
работа. С. 328; Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976. С.
5-6.
[15] Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 5-6.
[16] Алексеев С.С. Указ. работа. С. 290
[17] Основы теории государства и права. М., 1963.
[18] Пиголкин А.С. Толкование норм
права и правотворчество: проблемы соотношения//Закон: создание и толкование.
М., 1998. С. 66.
[19] См.: Хвостов В.М. Система
римского права. М., 1996. С. 39-40; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2.
М., 1995. С. 290-294.
[20] Шершеневич Г.Ф. Указ. работа. С. 296.
[21] См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. работа. С.296.
[22] См.: Общая теория государства
и права. Академический курс. В 2-х томах/Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М.,
1998. С. 324.
[23] См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. работа. С. 297.
[24] Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск 1927 г.
[25] УК РФ ст.105
[26] См.: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 325.
[27] И.Сабо Социалистическое право. –М.: Прогресс 1964 с.261
[28] А.С.Пиголкин Толкование нормативных актов в СССР, с.141
[29] Нетбайло П.Е. Применение
советских правовых норм. –М.: Госюриздат 1960, с.488-493
[30] П.Е.Нетбайло Указанное сочинение, с.355
[31] А.Ф.Черданцев Вопросы толкования советского права, с.46
[32] Общая теория права. Курс
лекций. /Под общей редакцией проф. В.К.Бабаева. – Н.Новгород 1993 г.
[33] К.С.Самощенко Основные черты
нормативных актов социалистического государства. Советское государство и право
1968, N4, с.30
1 Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1994. – 25 января.
2 Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения.3-е изд. М., 2005. -. 57—97.
3 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С.332.
Информация о работе Толкование права, виды толкования, пробелы в праве