Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заданной темы состоит в том, что существует постоянная необходимость четкого представления о содержании действующих норм в процессе правотворчества. Создание новых законов и иных правовых актов невозможно без знания подлинной воли законодателя, получившей официальное выражение.
Данная тема достаточно полно освещена в литературе. Это, в частности, свидетельствует о ее актуальности в современный период.

Содержание работы

Введение ______________________________________________________ ст.3
Глава 1. Понятие, способы и виды толкования права
1.1. Толкование права: определение понятия и способы_______________ ст.4
1.2. Виды толкования права______________________________________ст.15
Глава 2. Пробелы в праве: понятие и способы восполнения
2.1. Понятие и причины пробелов в праве __________________________ст.20
2.2. Аналогия закона и аналогия права как способы преодоления пробелов в праве ________________________________________________________ ст. 24
Заключение __________________________________________________ ст. 29
Список использованных источников и литературы _________________ ст.30

Файлы: 1 файл

толкование права.docx

— 66.73 Кб (Скачать файл)

    Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится «растолковывать» тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области. Известно, что каждая науки имеет свой язык, на котором она «изъясняется». Есть он и у юристов. Сами они друг друга понимают, но большинству рядовых граждан не известно, что такое, например, «субъективное право», «правосубъектность», «законный интерес», «гипотеза», «диспозиция», «траст», «апостиль», «коносамент» «исковая давность» и т.д.

    В свою очередь, профессионалы тоже вынуждены уяснять для себя некоторые недостаточно четкие формулировки, содержащиеся в законах. Как понимать, например, «угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы» (ст. 119 УК РФ)? Что это за основания? Насколько они реальны? В законе не указано. Между тем наказание за подобное деяние - лишение свободы сроком до двух лет.

    Что такое «цинизм», «клевета», «оскорбление», «честь», «достоинство», «явное неуважение к обществу», «сильное душевное волнение», «общественная опасность», «существенный вред»? Где здесь критерии? Нет четких границ (или они весьма условны) между «мелким» и «немелким» хулиганством, между «крупным» и «некрупным» хищением. Все это приходится внимательно толковать и определять при разрешении соответствующих дел с учетом конкретных обстоятельств. Занимаются этим, конечно, специалисты, применяя при этом различные юридико-технические и познавательные методы.

    От  языкового данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются  не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

    Отметим, что толкование конкретной нормы начинается с языкового способа, далее, в зависимости от конкретной истолковательной ситуации, решающее место может занять какой-то другой способ толкования либо используется вся их совокупность.

    Юридическая наука не достигла единства взглядов на количество и перечень способов толкования. Однако бесспорно существование  в юридической науке и практике целого ряда приемов и анализа норм права, которые нельзя отнести к какому то иному способу толкования. Если толкование есть непосредственное познание, то существуют способы проникновения и углубления в содержание норм права, получения сведений, отражающих их смысл. В ходе толкования смысл норм права постигается посредством нескольких «пластов» знаний - знаний языка, на котором они сформулированы, знаний о системных связях норм права, знаний об их происхождении и функционировании. Кроме того, в ходе толкования используется содержательный материал и самих норм права. Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность в процессе которой с научных позиций познаются глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

1.2 Виды толкования  норм права. 

    Толкование  – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

По  юридической силе: 

  • Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное и судебное;
  • Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование;
  • Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

По  объему:

        -буквальное (адекватное),

  • расширительное (распространительное)
  • ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на устное и  письменное.

    Официальное  толкование дается уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

    В Российской Федерации официальным  толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»7.   В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров. 

    Одним из подвидов официального толкования  является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов»8

    Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения  юридической практики. Оно не «привязывается»  к одному какому-либо случаю. Оно  подается в общей  форме, практически  в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы.

    Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами.

    Особенностью  такого толкования является то, что  оно закрепляется в форме тех нормативно- правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ - в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют.

    Одновременно  акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения права и обязанности субъектов права.

    В нормативных разъяснениях также  указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д.

    Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения. Для его отмены не требуется  принятия специальных решений. Они  утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими толкуемые нормативно-правовые акты.

    В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

    Аутентичное (авторское) толкование – это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

    Полномочие  на аутентичное толкование вытекает из правотворческого полномочия органа.

    Если  соответствующий государственный  орган наделен правом издавать нормативные  акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам.

      Необходимость аутентичного толкования  вызывается, как правило, тем, что в практике тот или иной нормативный акт вызывает противоречивые мнения, разрешить которые не представляется возможным без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.

    Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкования актам, изданным другими  органами. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его  обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

    Например, для прокурорско-следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

    Некоторые авторы в отдельный подвид выделяют судебное толкование, т.к. оно может быть как нормативным, так и казуальным. Оно осуществляется судебными органами и, прежде всего, Верховным Судом РФ, его Пленумом. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Такие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

    Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом Российской Федерации, которому представлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

    Также к подобного рода толкованию можно  отнести постановление Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел.

    Казуальное  толкование  - это официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Его название происходит от слова казус-случай, жизненный факт.

    Казуальное  толкование имеет место там, где  в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).

    Особенностью  административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержат указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решение контрольных органов, специальных инспекций и др.

    Неофициальное толкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

    Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринное.

           Обыденное толкование может осуществлять  любой субъект права. Это житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Это толкование отражает правосознание основной массы населения. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и неверных суждений, но и люди без юридического образования проявляют способности правильно ставить вопросы и находить подходы к их решению.

    Компетентное (профессиональное) толкование норм права дается юристами практиками: адвокатами, судьями в судебном заседании, прокурором во время приема граждан, следователями и другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием. Такое толкование может бать как устным ( в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати) этот вид толкования выделяется по профессиональному признаку, а не по глубине, научности разъяснения смысла и содержания норм права.

    Доктринальное толкование оказывает наиболее заметное влияние на реализацию права. Оно дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, периодически издаваемые комментарии к действующим российским Кодексам.

Информация о работе Толкование права