Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение основ тоталитарного государства с позиции теории государства и права.
Задачи исследования:
• Установить природу тоталитаризма и определить его роль в формировании командно-административной системы.
• Выяснить предпосылки возникновения тоталитаризма, определить его структуру.
• Выявить формы и методы воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и сущность тоталитарного государства………………………...5
Основные признаки тоталитарного государства……….……………….14
Роль тоталитарного государства…………………………………………26
Заключение…………………………………………………………...…………..36
Список использованных источников…………………………...…………..….38

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП, 1 урс.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

Стерлитамакский филиал

Федеральное государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Высшее профессиональное образование

«Башкирский государственный  университет»

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра Теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Теория государства  и права

 

 

 

Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент I курса          (ОЗО 5 лет)

   группа 11

Иванов И. М.

 

Проверила:

к.ю.н., доцент Г.А. Иванцова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак, 2013

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятия и сущность тоталитарного государства………………………...5
  2. Основные признаки тоталитарного государства……….……………….14
  3. Роль тоталитарного государства…………………………………………26

Заключение…………………………………………………………...…………..36

Список использованных источников…………………………...…………..….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы определяется практическими потребностями  государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, те в свою очередь существенно отражаются на жизнедеятельности человека и общества, населяющего государство.

У современников тех или  иных, ярко выраженных в истории, тоталитарных государств и различных форм политических режимов будь то фашистский или коммунистический (Италия, Германия – фашизм, СССР – коммунизм) эта эпоха ассоциируется с трагическими воспоминаниями, но время делает своё дело и спустя три поколения современное – не имеет непосредственных впечатлений той эпохи, их представление создаётся по многочисленным книгам и фильмам, которые разумеется не могут в полной мере передать ощущения тех времен. У новых поколений свои задачи, цели,  иначе бы они не отличались от предыдущих. Именно в этом кроется большая опасность, так как поэтому рождается отсутствие политической бдительности по отношению к опасностям той эпохи, в которой фашизм и коммунизм, унесшие жизни многих жертв, стали историей.

Тема курсового исследования изучалась многими как зарубежными ученными, теоретиками: К. Поппер, Ф. А. Хайек, Х. Арендт, Дж. Л. Талмон, К. Фридрих, З. Бжезинский, У. Лакёр, К. Лефорт, И. Голомшток, М. А. Хевеши, Ж. Желев, В. Дамье и другими, так и нашими соотечественниками: М. А. Агурский, Э. В. Самойлов, Д. М. Магомедова, И. В. Смирнов,А. Н. Тарасов и другими, книги и статьи которых, несомненно, помогли мне разобраться в разработке данной курсовой работы.

20-30-е годы в группе  государств – СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной  Европы (а позднее и Азии) –  сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом  сходных признаков. Провозглашая  разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Для характеристики тоталитарного  государства следует обратить внимание его политический режим: как в  понимании совокупности приёмов  и способов государственного руководства, так и в понимании уровня гарантированности  демократических прав и политических свобод личности, степени соответствия официальных конституционных и  правовых норм политическим реалиям, характер отношения государственных структур к правовым основам политической и общественной жизни.

Цель данной работы –  рассмотрение основ тоталитарного  государства с позиции теории государства и права.

Задачи исследования: 
• Установить природу тоталитаризма и определить его роль в формировании командно-административной системы. 
• Выяснить предпосылки возникновения тоталитаризма, определить его структуру. 
• Выявить формы и методы воздействия тоталитаризма на личность.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и сущность тоталитарного государства.

 

В современной отечественной и  зарубежной науке утвердилось мнение, что термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Изучение различных научных литературных источников по возникновению и использованию  политического понятия «тоталитаризм» позволяет считать, что этот термин был введен в оборот в 20-е годы XX века одним из ведущих идеологов  итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшем в правительстве Б. Муссолини  должность министра просвещения. Философии  Д. Джентиле было дано название «трансцендентного  тоталитаризма», ее основная цель - преодоление  границы между частной и общественной жизнью граждан. Первостепенной ролью  государства в обществе, утверждал  Д. Джентиле, является претворение в  жизнь судьбы нации, оно должно обладать неограниченной властью над личностью  и быть тоталитарным. Государство, как  и бог, тоже «внутри человека, а  не между людьми», поэтому никаких  границ государственного вмешательства  в частные вопросы граждан  просто не может быть. Это и есть «настоящая демократия» в обществе, так как снимающая все эмпирические различия трансцендентальная субъективность воплощает всеобщность свободы.1

После публичного выступления главы  итальянского государства Б. Муссолини 22 июля 1925 года, в которой он прославлял «тоталитарное государство» («statototalitario»), провозглашая фашизм как государство-абсолют, по сравнению с которым индивиды и группы имеют относительное  значение, термин «тоталитаризм» вошел  в широкий политический лексикон. Если Б. Муссолини использовал данное понятие в позитивном плане, а  создание «тоталитарного государства» рассматривал в качестве ближайшей  цели своего правления, то тогда же этот термин приобрел отрицательный  оттенок: критикуя политический режим  «дуче», его противники - итальянские антифашисты - обличали «тоталитарную волю» и «тоталитарную идею».

Утверждение гитлеровского правопорядка и фашистской идеологии в Германии в первой половине 30-х годов XX века существенно не усилило распространение  и использование данного понятия, несмотря на то, что идеология национал-социализма во многом перекликалась с идеологией итальянского фашизма. «В Германии, - пишет  О.Я. Ярцева, - этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований и  предпочитал определять свой режим  как авторитарный». Немецкий юрист  и политический теоретик К. Шмидт  в большей степени обвинял  Веймарскую республику в неэффективном  государственном управлении, нежели обосновывал необходимость построения тоталитарного государства - «totalestaat». Нацистская идеология и пропаганда (в отличие от идеологии и пропаганды итальянских фашистов) стремилась подчеркнуть, прежде всего, важность и значимость партии, нежели государства, так как  в гитлеровской доктрине расового империализма государство понималось лишь как  средство достижения цели. Для обозначения  тоталитаризма нацисты использовали специальный термин «Gleichshaltung» (унификация; от «gleich» - равный, одинаковый), означающий тотальное подчинение всего населения  нацистским лидерам и приобщение его к господствующей в этом государстве  идеологии.

С конца 20-х годов термин «тоталитаризм» начинает активно использоваться журналистами в средствах массовой информации Англии и США. Впервые в 1929 году лондонская газета «Таймс» попыталась возвести это слово в ранг политического  термина, характеризуя, таким образом, нацизм в Германии и социализм  в Советском Союзе. Однако до второй мировой войны в западной научной  литературе и пропаганде это понятие, по свидетельству западных политологов, применялось к СССР крайне редко. В основном, английская и американская пресса 30-х годов писала о тоталитаризме, как форме государственного правления, в Италии и Германии, а во время второймировой войны термин «тоталитаризм» был взят на вооружение антифашистской союзнической пропагандой.2

Только после окончательной  победы над нацистской Германией  и ее союзниками западные политологи и политики стали говорить о Советском  Союзе как о тоталитарном государстве. «Весьма важным идейно-политическим стимулом для устранения прежних  препятствий и широкого использования  понятия «тоталитаризм» применительно  не только к фашистским режимам, но и к сталинской власти в СССР, к режимам в других странах  «реального социализма», - отмечает отечественный  философ А.П. Бутенко, - стала развернувшаяся уже после 1945 года «холодная война», способствовавшая ... острому идеологическому  противоборству «социализма» и «капитализма»  с использованием любых «подручных средств».3

Действительно, если в годы второй мировой войны совместная антифашистская борьба СССР и стран западной демократии против Германии и ее союзников явилась  серьезным препятствием для научного анализа политического режима в  Советском Союзе в качестве тоталитарного, для переноса основных негативных характеристик  своих военных противников (Германии и Италии) на режим своего успешно  воевавшего с фашизмом союзника - на СССР, то со второй половины 40-х - начала 50-х годов ситуация кардинальным образом изменилась: в общественном сознании на Западе и в США за Советским Союзом прочно закрепилось  «клеймо» тоталитарного государства, а термин «тоталитаризм» стал рассматриваться  как синоним советской общественно- политической системы.

Таким образом, с этого момента  понятие «тоталитаризм», по справедливому  замечанию отечественного политолога О.И. Зазнаева, стало использоваться и, кстати, используется по сей день в трех аспектах:

1. Политико-идеологическом: Б. Муссолини ввел этот термин в политических целях, подводя под него идеологическую базу; после второй мировой войны многие политические деятели использовали это понятие для обоснования своего политического курса.

2. Эмоционально-оценочном: средства массовой информации и обыденное сознание пользуются этим термином для негативной оценки самых разных сторон жизни - общества в целом, режима, партий, политических и государственных лидеров, движений и так далее.

3. Научном: несмотря на неразборчивое и нечеткое употребление этого термина в средствах массовой информации, потребность в разработке концепции тоталитаризма возникла, поскольку необходимо было оценить (и сравнить) сталинизм и нацизм, нельзя было игнорировать понятие, ставшее популярным и прочно вошедшее в лексикон политиков, журналистов, простых людей.4

Первым из числа западных политологов, кто попытался сформулировать научную  дефиницию тоталитаризма, был, несомненно, З. Бжезинский. В соответствии с его  определением, тоталитаризм - «это система, в которой технически передовыми инструментами политической власти безо всяких ограничений владеет  централизованное руководство элитного движения, целью которого является осуществление тоталитарной социальной революции, включающей изменение самих  людей, на основании произвольных идеологических допущений, пропагандируемых властями, в атмосфере насильственно поддерживаемого  единодушия всего населения».5

Несколько ранее, в 1949 году, в статье «О тоталитарном режиме», отечественный  политический мыслитель И.А. Ильин  определил тоталитарный режим как  «государственный строй, беспредельно расширивший свое вмешательство  в жизнь граждан, включавший всю  их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования».6

В целом, несмотря на предпринимавшиеся  зарубежными исследователями после  второй мировой войны эпизодические  попытки дать общее, универсальное  определение тоталитаризма, вопрос, - что же понимать под тоталитарным режимом? - так и остался открытым.

Ситуация, казалось бы, должна была измениться в 70-х - начале 80-х годов, когда появилось  множество самых различных определений  тоталитаризма. Однако, к сожалению, этого не произошло. Большинство  из них нельзя было даже назвать  определениями в собственном  смысле этого слова. Это были скорее весьма пространные описания того, что скрывается за термином «тоталитаризм».

Среди современных исследователей также нет единого мнения относительно того, что же все-таки понимать под  тоталитаризмом.

В целом, несмотря на свою более чем  полувековую историю, термин «тоталитаризм» продолжает оставаться одним из наиболее спорных в науке понятий как  у нас в стране, так и за рубежом. Сегодня в понятие «тоталитаризм» специалистами различных отраслей знаний вкладывается разный смысл: для  одних тоталитаризм - это синоним  любых недемократических действий (не только репрессивных) в сфере  государственного управления, для других это слово ассоциируется с  концлагерями и ГУЛАГом, одни называют тоталитаризмом всю нашу советскую  историю, другие ограничивают тоталитаризм рамками сталинизма. «Универсальная оборачиваемость термина «тоталитаризм» на рынке социальных идей приводит к инфляции его теоретического содержания, - пишет В.В. Скоробогацкий. - С его помощью пытаются объяснить все и вся и попадают в ловушку новой, антитоталитарной по субъективной направленности, но столь же тоталитарной по существу мифологии».7

Есть авторы, которые вообще отрицают факт существования тоталитаризма  как объективной категории, считая его лишь результатом теоретических  измышлений. Так, например, профессор  Нью-Йоркского университета А. Янов в своем выступлении в Академии общественных наук при ЦК КПСС в  ноябре 1990 года, обращаясь к представителям молодой отечественной политологии, заявил следующее: «Никакого тоталитаризма  как уникальной, беспрецедентной  политической организации не было. С легкой руки З. Бжезинского (а он не упоминает этого термина давным-давно) понятие «тоталитаризм» пошло гулять по научной литературе, оно дезориентировало советологию, сократило до минимума ее прогностические возможности. До такой степени, что ваша перестройка  явилась для нее громом среди  ясного неба. ... Тоталитаризма не существует - это теоретическая фикция, беспомощная  попытка заполнить теоретический  вакуум, который люди не знают как  объяснить…

Информация о работе Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль