Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:29, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение основ тоталитарного государства с позиции теории государства и права.
Задачи исследования:
• Установить природу тоталитаризма и определить его роль в формировании командно-административной системы.
• Выяснить предпосылки возникновения тоталитаризма, определить его структуру.
• Выявить формы и методы воздействия тоталитаризма на личность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и сущность тоталитарного государства………………………...5
Основные признаки тоталитарного государства……….……………….14
Роль тоталитарного государства…………………………………………26
Заключение…………………………………………………………...…………..36
Список использованных источников…………………………...…………..….38
2. Принцип последовательного коллективизма и подавления индивидуальных начал распространялся и на отношения собственности: спартиаты получали лишь в пользование участки земли вместе с прикрепленными к ним илотами; они не могли продать ни землю, ни илотов. Проявлением этой же тенденции к ограничению частной собственности был обычай пользоваться чужим имуществом (пищевыми припасами, собаками, лошадьми, илотами).
3. Широкое использование в общественной практике террора и насилия (по отношению к илотам наиболее ярко это проявлялось во время периодически проводившихся криптий, когда уничтожались наиболее сильные и потому потенциально опасные рабы, а по отношению к гражданам — в самой системе воспитания, основанной на «кулачном праве» и жестоких телесных наказаниях).
4. Закрытость, искусственная замкнутость спартанского общества, стремление к экономической и культурной автаркии (запрет гражданам селиться вне государства, ограничение контактов с иностранцами, использование «неконвертируемых» железных денег, неразвитость ремесла и торговли, отторжение чужеземных влияний и т.д.).
5. Милитаризация всей жизни спартиатов (фактически они постоянно находились в положении воинов, живущих в военном лагере) и агрессивная, «империалистическая» внешняя политика Спарты (подчинение Мессении, создание Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в Греции после победы в Пелопоннесской войне).28
Но все это, конечно же, частности. Если считать главным признаком тоталитаризма лишь всеобщую регламентацию, то такой «тоталитаризм» можно без труда обнаружить не только в Спарте, но и в обществе времен III династии Ура, и в птолемеевском Египте, и в западноевропейских средневековых цехах, и в так называемом «государстве иезуитов» в Парагвае. Фактически почти вся история человечества при таком подходе может превратиться в «тоталитарную», и сам термин «тоталитаризм»утратит в этом случае какую бы то ни было эвристическую ценность. Более оправданным представляется подход, согласно которому тоталитаризм — специфическое явление индустриальной цивилизации, породившей в числе других проблем так называемую «проблему догоняющей модернизации». Поэтому программа построения общества тоталитарного типа может реализоваться только в рамках современного индустриального общества, которое создает для этого следующие условия:
1) Возникновение современного
государства, обладающего
2) Формирование в условиях
промышленного капитализма
Такое общество отличается следующими характерными особенностями:
а) Состоит из отдельных обособленных индивидов, составляющих серую безликую массу людей с психологией "винтиков", неспособных стать организованной опорой демократии, из которых будущие диктаторы могут лепить любые социальные тела и использовать как опору в борьбе за власть;
б) Подобные обособленные индивиды не уверены в себе, стремятся вернуться к коллективному образу жизни и опереться на "сильную руку" вождя или диктатора, чаще всего ненавидят лишившие их устойчивого благополучия демократию и рынок, используют предоставленные им демократические права и свободы для ее подрыва и уничтожения (именно так вели себя мелкая буржуазия и люмпенизированные слои Германии накануне прихода к власти нацистов).
3) Кроме того, тоталитаризм
как историческое явление
а) с одной стороны, утверждение
тоталитаризма в той или иной
стране зачастую является реакцией патриархального
сознания, глубинных пластов
б) с другой стороны, для отстающих в социально - экономическом развитии стран тоталитаризм выступает как средство ускоренного осуществления промышленной революции (СССР эпохи первых пятилеток, Китай при Мао Цзе Дуне, и др.), когда государство концентрирует в своих руках огромные властные, хозяйственные и людские ресурсы, и направляет их на обеспечение ускоренного развития экономики. Собственно говоря, именно для этих целей и используются единая партия, единая идеология и принудительная мобилизация граждан на решение «великих задач» в процессе переустройства общества.29
Решив эти задачи, тоталитаризм исчерпывает себя, и его сильные стороны (способность концентрировать ресурсы и мобилизовать большие массы людей, в короткий срок решать задачи индустриализации, милитаризации и распространения образования) сходят на нет. В процессе дальнейшего развития начинается его преобразование в более мягкую политическую систему. Остановить это постепенное размывание тоталитаризма возможно, лишь окончательно «заморозив» общественное развитие, что и было сделано в Албании в правление Э.Ходжи или в современной Северной Корее.
Происходит это эволюционное преобразование тоталитаризма следующим образом:
1) Исчезает состояние войны или «великого строительства», и постепенно сходит на нет тотальная мобилизация граждан государством;
2) При отсутствии тотальной
мобилизации происходит
3) Происходят изменения
во власти - с уходом харизматического
лидера власть переходит к
партийно-номенклатурной
4) Прекращаются массовые
репрессии и ослабевает
Все эти перемены происходили в СССР и в большинстве стран Восточной Европы после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС.
Таким образом, перед нами уже не чистый классический тоталитаризм, а зарождающийся авторитаризм: структуры силового подавления, всеобщей мобилизации и контроля (госбезопасность, партия, комсомол, профсоюзы) существуют, но «по полной программе» не задействуются, а частная жизнь граждан обретает, хотя и ограниченную, автономию от политики и власти. При этом попытки «завернуть гайки», вернуться к жесткой системе правления уже на поздней стадии развития тоталитаризма в принципе возможны («жесткий курс» Ю.Андропова или последнее десятилетие правления Н.Чаушеску в Румынии), но они являются не более чем кратковременными и быстро сходят «на нет». Унаследовав целый ряд «слабых мест» тоталитаризма (неспособность эффективно функционировать в спокойных естественных условиях, отсутствие экономических рычагов, пренебрежение индивидуальными интересами и стимулами) этот промежуточный режим неизбежно трансформируется в авторитарный либо демократический.
Если внимательно посмотреть на мировую историю, то можно увидеть, что тоталитарные системы в разных странах и в разное время достаточно сильно отличаются друг от друга. По степени агрессивности, уровню собственного могущества, взглядам и подходам к государственному управлению, масштабам и темпам экспансии в общественную сферу, идеологии «стирания граней» между социумом и государством, и т.д. Можно вести речь о том, что тоталитаризм как историческая система обладает неким законченным внутренним генезисом и содержит несколько этапов собственного развития.
Среди подобных этапов можно выделить следующие:
· доктринальный тоталитаризм (высшая, законченная форма тоталитаризма);
· социально адаптированный тоталитаризм (утвердившийся, или «развитой» тоталитаризм);
· криминальный тоталитаризмом (или тоталитаризм «первичной деспотии власти»).
Любой тоталитаризм в своем развитии проходит эти этапы и развивается по возрастающей — от криминального к доктринальному типу. Это своего рода «общественно-экономические формации» тоталитарной истории.
Первый тип (доктринальный
тоталитаризм) является тоталитарной
формой управления государством и манипулирования
обществом в жестких, устоявшихся
идеологизированных системах. Классический
пример — СССР или гитлеровская
Германия. В государствах с подобным
типом правления создана
В чистом виде такой тоталитаризм уже практически не встречается, если не считать отдельных рецидивов тоталитаризма ближневосточного или карибского типа (Ливия, Иран, Куба).
Второй тип тоталитаризма
(социально адаптированный) зиждется
на оперативном манипулировании
нормативными правилами жизнедеятельности
общества. Режим владеет ресурсами
для демонстративного пренебрежения
законами и Конституцией или возможностями
оперативной коррекции
Именно физическое уничтожение людей, а также адаптированное отношение к этому общества есть одним из наиболее характерных и узнаваемых признаков «второго тоталитарного типа», показателем его «зрелости». Общество, достаточно глубоко обрабатываемое официальной пропагандой, смиряется с реалиями, навязываемыми режимом.
Наконец, третий тип тоталитаризма выстраивает все необходимые условия для господства отдельной личности (клана, или финансово-политической группы), но еще не владеет ресурсом для безоговорочного подавления оппозиции и не может контролировать ситуацию в случае глобальных политических кризисов. На этом этапе происходит тотальная криминализация общества, а борьба с инакомыслием прикрывается правовыми формами. Режим в борьбе с оппозицией нуждается в формальной общественной поддержке. Формально действуют права и свободы, создается иллюзия плюрализма мнений и общественно-политических альтернатив развития. Тоталитаризм этого типа еще остерегается международного осуждения.31
Да, это может показаться
странным, но тоталитаризм, особенно на
первых этапах своего саморазвития, обладает
чрезвычайно развитым комплексом неполноценности
и необычайной трусостью к
проявлениям общественного
Россия пережила тоталитарные порядки, будучи не отдельным, само -
стоятельным государством, а в качестве составной части ценрализованного унитарного государства - Советского Союза, где тоталитарный строй утвердился после Октября 1917 года и кровопролитной гражданской войны 1918-1921 годов под видом социалистического строя, построенного в «первой стране социализма», находящейся в капиталистическом окружении». Утверждение тоталитарных порядков здесь имело свои предпосылки и знало свои этапы. Но если брать общую схему, то она такова: спекулируя на исключительной ситуации, в которой находилась страна - разруха, голод, бойкот на международной арене, изоляция, - используя веру народа в светлое социалистическое завтра, партийно-государственная бюрократия, возглавляемая И. Сталиным, под видом спасительного социализма свой собственный социальный идеал – казарменный псевдосоциализм, обеспечивший номенклатуре и политическую власть и распоряжение средствами производства, общественными богатствами
Именно это неразрешимое
противоречие политического и фактического
господства партийно-государственной
бюрократии и является саморазрушающим
противоречием тоталитаризма
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Информация о работе Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль