Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:29, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение основ тоталитарного государства с позиции теории государства и права.
Задачи исследования:
• Установить природу тоталитаризма и определить его роль в формировании командно-административной системы.
• Выяснить предпосылки возникновения тоталитаризма, определить его структуру.
• Выявить формы и методы воздействия тоталитаризма на личность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и сущность тоталитарного государства………………………...5
Основные признаки тоталитарного государства……….……………….14
Роль тоталитарного государства…………………………………………26
Заключение…………………………………………………………...…………..36
Список использованных источников…………………………...…………..….38
Вполне естественно, что подневольный, основанный на прямом или косвенном принуждении, труд не может быть продуктивным. А сугубо распределительные, «уравнительные» принципы материального вознаграждения людей по итогам их труда способны лишь подавить инициативу и творчество работников, низводя до уровня простой формальности и не востребованности их образование, профессионализм и способности.19
На фоне этого происходит усиление мощи правоохранительных и репрессивных органов государства. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. Право перестает играть роль основного регулятора общественных отношений, рассматривается только как средство политики государства и партии, более того, сама политика возводится в ранг права. «В тоталитарных, антидемократических государствах, - пишет отечественный юрист В.Н. Кудрявцев, - это соотношение (соотношение политики и права, власти и законности в стране) решается в пользу политики, власти, в конечном счете - в пользу произвола. Право как самостоятельная социальная ценность не имеет государственного, а порой и общественного признания; в лучшем случае его считают полезным средством поддержания существующего режима, причем в форме властного предписания, закона».
Характерной чертой тоталитарного
государства в указанном
Тоталитаризм деформирует само понятие закона, законы подменяются многочисленными подзаконными актами. В Советском Союзе в 30-е годы законы принимались Съездами Советов СССР, ЦИК и его Президиумом, издавало постановления, имеющие силу закона, Правительство, нередко законами становились не только ведомственные (наркоматские) постановления, но и партийные решения, от Политбюро до райкома партии. Неуважение к закону было столь велико, что нарушение его просто не воспринималось. Так было в 1940 году, когда вопреки Конституции СССР 1936 года 7 часовой рабочий день Указом Президиума Верховного Совета СССР был заменен 8-ми часовым.
Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Суд подчинен полностью партии и репрессивному аппарату, может проводить только их волю. Место правосудия занимает террор (политические репрессии), проводимый как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, процедурном порядке. Место прав человека и правопорядка занимает организованный произвол. «Человек, - писал И.А. Ильин, - не есть для тоталитарного государства более «субъект права» с неприкосновенными правами и гарантированной свободой: он есть объект произвола, повинный беспрекословным послушанием...». В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».20
Ярким примером нарушения
прав человека при тоталитаризме, показателем
неправого характера
В тоталитарный период развития
советского государства при осуществлении
террора активно использовались
нормы Уголовного кодекса РСФСР
1926 года, наряду с иными принятыми
позже нормативными актами советского
правительства. Особенная часть
УК 1926 года начиналась главой о контрреволюционных
преступлениях (ст. 58 со значками от 1 до
14). Понятие этих деяний было расширено,
допускалось прямое объективное
вменение. Существенно расширялась
уголовная ответственность за антисоветскую
агитацию и пропаганду, добавлялись
составы: призывы к неповиновению
требований властей, использование
религиозных предрассудков в
контрреволюционных целях и др. По
этому поводу В.В. Лунеев справедливо
отмечает, что с изданием УК РСФСР
1926 года были криминализированы последние
островки свободы слова и мнений.
В соответствии со ст. 58 УК РСФСР 1926
года, смертная казнь (наряду с другими
видами наказания) предусматривалась
за следующие составы
В условиях тоталитаризма
невозможно отличить жертву «сегодня»
от жертвы «завтра». Никто не может
быть гарантирован от отнесения его
к категории «врага» и
Как показывает практика проведения террора в СССР в 1929-1953 годы и в нацистской Германии, в условиях тоталитарного господства террор не имеет ничего общего с необходимостью борьбы с реальной оппозицией, представляющей для этого господства какую-либо опасность. Этот факт позволил X. Арендт сделать весьма ценные замечания относительно природы тоталитарного террора: «Характерный аспект тоталитарного террора заключается в том, что его развязывают, когда уничтожена всякая организованная оппозиция и тоталитарный правитель знает, что ему уже нечего опасаться... Только после уничтожения реальных врагов и начала охоты на «объективных врагов» террор становится действительным содержанием тоталитарных режимов... Только на первоначальных стадиях, когда идет борьба за власть, жертвами тоталитарной полиции становятся те, кого можно заподозрить в оппозиционности. Затем ее тоталитарный характер находит выражение в преследовании объективного врага, который может быть представлен евреями, или поляками (как в случае нацистов), или так называемыми контрреволюционерами..., которыми могут быть люди, некогда владевшие магазином, домом или имевшие родителей или дедов, владевших подобными вещами, или же оказавшиеся в составе оккупационных сил Красной Армии, или имевшие польское происхождение. Только на последней и полностью тоталитарной стадии понятия объективного врага и логически возможного преступления предаются забвению, жертвы выбираются совершенно наугад и даже без предъявления обвинения объявляются негодными для жизни. Эта новая категория нежелательных лиц может состоять, как в случае нацистов, из психически больных или же из людей с заболеваниями легких или сердца, или же, как в Советском Союзе, из людей, которые случайно попали в плановую процентную разнарядку по депортации».25
Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.
Примеров подтверждающих эту характеристику тоталитаризма немало, в том числе и новейшей истории. Это и попытка организации «мировой революции» под подстрекательским лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И попытка силового внедрения нацистских идей, обернувшаяся опустошительной Второй мировой войной и десятками миллионов ее жертв. И «железный занавес», разделивший мир две враждебные мировые системы и надолго втянувший народы в «холодную войну», изматывающую гонку вооружений, губительные ядерные испытания.26
Таким образом на основании выше изложенного признаки тоталитарного государства таковы:
недоступна для контроля со стороны народа;
Конечно, в разное время, в разных странах, в своих модификациях и стадиях тоталитарное государство было более или менее жестким, и нельзя сказать, что всякое такое общество обладало полным набором указанных признаков, реализованных до крайних степеней.
3. Роль тоталитарного государства
К концу 80-х годов классическая теория тоталитаризма во многом показала свою несостоятельность и заставила многих исследователей в ней усомниться. Так, например, она рассматривала тоталитарные режимы как что - то неизменное и раз на всегда установленное, но практика показала, что практически все они, кроме наиболее одиозных, эволюционировали в сторону "размягчения". Прежняя теория тем более не допускала возможности крушения этих режимов, что повсеместно происходило в странах Восточной Европы в конце 80-х годов.
В этой ситуации некоторые исследователи предлагают вообще отказаться от теории тоталитаризма как не оправдавшей себя, считая, что сам предмет исследования растворился.
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой необходимо не отказываться от самой идеи тоталитаризма, а совершенствовать ее, опираясь на данные истории. Иными словами, необходимо рассматривать тоталитарные режимы не как что - то навсегда застывшее и определенное, а как сложное и исторически развивающееся явление.
С этой точки зрения картина выглядит следующим образом. Сама по себе программа построения общества тоталитарного типа появилась задолго до понятия "тоталитаризм" и была последовательно изложена в социально - философских трактатах Платона (знаменитое "Государство" с описанием "идеального общества", где целое поглощает отдельного индивида), английского философа Т.Гоббса (его знаменитое государство - Левиафан, обладающее неограниченной властью над жизнью и собственностью поданных), французского мыслителя эпохи Просвещения Ж.- Ж.Руссо (теория "объединенного народа", поглощающего отдельную личность и упраздняющего ее права).27
В
качестве первого
тотипа тоталитарных государств ХХ века) можно рассматривать древнюю Спарту. Для этого есть несколько аргументов:
1. Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе профессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме топора и пилы и т.д.), в брачно-половые отношения и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в «стадах» — агелах с семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам государства.
Информация о работе Тоталитарное государство: понятие, признаки, роль