Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:25, курсовая работа
Главной целью данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
-Рассмотреть предпосылки создания Сената
- Проанализировать историю создания и развития Сената
- Рассмотреть его структуру, состав и функции
- Проанализировать компетенцию и функции должностных лиц
- Проследить эволюцию Сената
Введение
Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра I, Великого.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований - важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде и отце - царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их.
Одним из главных
преобразований Петра является создание
Сената- органа самоуправления. В настоящее
время Россия стоит на пути новых
реформ и ее, несомненно, ожидает
новый виток в истории, особенно
Россия, остро нуждается в реформе
государственного управления. Поэтому
актуальность данной работы состоит
в возможности ее использования
для анализа прошлого опыта нашего
государства и возможности
Главной целью данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
-Рассмотреть предпосылки создания Сената
- Проанализировать историю создания и развития Сената
- Рассмотреть его структуру, состав и функции
- Проанализировать
компетенцию и функции
- Проследить эволюцию Сената
Глава 1. Краткая характеристика периода
XVIII век стал
во многом переломным периодом
в истории России, который начался
противоречивой эпохой
Для внешней
политики начала XVIII века характерны
те же направления, что и
в предыдущий период, — южное
и западное. Борьба России за
выход к Черному и Балтийскому
морям стала насущной
Северная война (1700—1721) закончилась победой России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход к Балтийскому морю.
Северная
война дала мощный толчок к проведению
реформ. В ходе войны в России
были созданы сильная армия и
военно-морской флот, основана новая
столица — Санкт-Петербург (1703 год).
Была проведена реформа
Основой экономической
политики стал меркантилизм (накопление
средств за счет активной торговли),
составной частью которой был
протекционизм — поощрение
Изменения
произошли и в социальной
Ряд мер был проведен в интересах купечества, городских жителей. Была введена новая система налогообложения (подушная вместо подворной). Новый налог оказался значительно выше прежнего. Это, как и ряд других факторов, привело к росту социальной активности населения, бегству крестьян, вооруженным восстаниям, наиболее крупными из которых были восстание в Астрахани (1707—1708) и восстание К. Булавина на Дону (1707—170
Глава 2. Учреждение сената
2.1.Предпосылки создания Сената
К началу XVIII века в России Боярская дума, как высший орган власти, претерпела существенные изменения в своем составе и характере деятельности. Она перестала быть сословным органом боярской аристократии, одворянилась . Рост числа ее членов привел к тому, что Дума становилась парадным собранием. При Петре I она постепенно превратилась в консилию министров. Последнее достоверное известие о существовании Боярской думы относится к 18 февраля 1700 года, а 4 марта 1704 года уже действовала консилия министров в Ближней канцелярии.
Конечно, консилия министров была высшим органом центральной администрации, и ей были подчинены все прочие учреждения – приказы и канцелярии.
Состав консилии
не был строго установлен и определялся
от случая к случаю. Так же консилия
не имела постоянного
К компетенции консилии министров, как высшего правительственного органа, относилась одна из важнейших функций – разработка законопроектов по особому поручению царя. Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство на восемь губерний и по ним расписать города, что и было сделано консилией министров.
Как мы видим, губернская реформа 1708–1710 гг. изолировала консилию от местного управления: губернии не были подчинены приказам, а сама консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности не могла наладить с ними должный контакт. В связи с этим возникает необходимость объединения местного и центрального управления в единую государственную систему, которая впоследствии была решена с созданием Сената.
Так с образованием
Сената прекратились дальнейшие трансформации
Боярской думы. Аристократический орган,
основанный на принципе местничества,
окончательно исчез. На вершине властной
пирамиды его заменит новый
Старая форма
управления: царь с Боярской думой
– приказы – местная
В конце XVII –
в начале XVIII веков государственный
аппарат был очень плохо
Получается, что одной из главных причин реформы государственного аппарата, являлось то обстоятельство, что сложившаяся система, а именно Боярская дума и руководящая аристократия, оказались не приспособленными к решению проблем, стоявших перед страной.
Другой важной причиной, по которой Петр I учредил Сенат, является попытка всеобъемлющей централизации власти, что в настоящее время мы можем наблюдать в современной России. Сенат, имея широкие полномочия, полностью подчинялся монарху.
2.2.Учреждение сената
В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената. (приложение№1)
Прутский поход был лишь мотивом для учреждения Сената Учреждение Сената
Учреждение
Сената было важным шагом в складывании
бюрократического аппарата абсолютизма.
Сенат по сути своей стал в то
время послушным орудием
Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы – «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан.»
Существует несколько точек зрения, по-разному толкующих статус Сената. Так некоторые авторы высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения.
Такая оценка
Сената не соответствует его
В подтверждение того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий орган, свидетельствует следующий факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства»(прил.№2), «О власти и ответственности Сената»(прил.№3), «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате».
По всей видимости,
учреждение Петром I Сената на время (Прутского
похода) не предполагало бы такого тщательного
нормативного регулирования. Наоборот,
такой основательный подход говорит
о том, что Петр I учредил Сенат
как постоянно действующий
Необходимо отметить, что Сенат не прерывал своей деятельности так же во время нахождения царя в столице. По всей видимости, возложенная на него (Сенат) компетенция не имела характера временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Сенат был постоянно действующим высшим государственным органом.
Сенат учреждался
в качестве коллегиального органа,
осуществляющего функции
Глава 3.Состав, структура, функции и компетенция Сената, взаимодействие с другими органами власти.
3.1.Состав и структура Сената
В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.
Сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря, назначенных государем:
· «Господин граф Мусин Пушкин,
· Господин Стрешнев,
· Господин князь Петр Голицын,
· Господин К. Михайла Долгорукий,
· Господин Племянников,
· Господин К. Григорей Волконской,
· Господин Самарин,
· Господин Василей Апухтин,
· Господин Мелницкой,
· Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»