Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:25, курсовая работа
Главной целью данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
-Рассмотреть предпосылки создания Сената
- Проанализировать историю создания и развития Сената
- Рассмотреть его структуру, состав и функции
- Проанализировать компетенцию и функции должностных лиц
- Проследить эволюцию Сената
Централизация
государственного аппарата при абсолютизме
требовала создать специальные
контрольные органы. В начале XVIII
в. сложились две контрольные
системы - прокуратура (во главе с
генерал-прокурором Сената) и фискалитет.
Уже при формировании Сената в 1711
г. при нем был учрежден фискал.
Фискалам вменялось в обязанность
доносить о всяких государственных,
должностных и иных тяжких преступлениях
и нарушениях законности в учреждениях.
В их обязанность входило
Фискалитет
представлял собой сложную
Учреждение
коллегий вызвало изменения в
организации фискалов. В связи
с тем, что в Сенате фискальские
дела рассматривались и
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ 12 января 1722 года. Вскоре были назначены прокуроры при надворных судах. Большое значение имел указ 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». С созданием прокуратуры надзор был распространен и на Сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий.
3.3.Должностные лица и их ответственность
Фискалами руководил входивший в состав Сената "обер-фискал". Доносы (доклады) фискалов ежемесячно докладывала Сенату особое судебное присутствие в составе из четырех судей и двух Сенаторов - Расправная палата. Фискалы поощрялись, будучи освобождены от податей, подсудности местным властям и от ответственности за ложные наветы.
Хотя Сенат
был руководящим контролирующим
органов, но и за его деятельностью
был установлен контроль. За работой
Сената следил генерал- прокурор и обер-прокурор,
которым подчинялись прокуроры
во всех других учреждениях. Генерал- прокурор
контролировал всю работу Сената,
его аппарата, канцелярии, принятие
и исполнение всех его приговоров,
их опротестование или приостановление.
Сам генерал- прокурор и его помощник
обер-прокурор подчинялись только царю,
подлежали только его суду. Действуя
через подчиненных ему
Как известно члены Сената не только Российской империи, но и других стран выделялись среди остальных сановников государства своими регалиями.
Решения департаментов
постановляются, по общему правилу, единогласно
(с 1802 г.); но с 1869 г. дела, производящиеся
в частном порядке, равно как
и дела по жалобам на административные
учреждения и по представлениям этих
учреждений, решаются большинством 2/3
голосов присутствующих Сенаторов
Указ Петра Великого “О должности
генерал-прокурора” от 27 апреля 1722 г. .
Дела по преступлениям должности
административных должностных лиц
и о вознаграждении за вред и убытки,
причиненные этими
Рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. Кроме отделений, куда входили члены-Сенаторы, Сенат имел еще вспомогательные органы, в составе которых не было членов-Сенаторов. Такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
9 апреля 1720
года при Сенате была
Глава 4. Эволюция Сената
1 период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствия царя. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было незамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен: основной его задачей была верховная администрация, но Верховные господари (министры иностранных дел и управляющие флотом и армией) Сенату не подчинялись. При Сенате находились два комиссара от губерний “для спроса и принимая указов”. Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. О законодательной роли сената ничего не говорилось.
Состав Сенат: собрание, на котором выносились решения, и канцелярия, возглавляемая обер-секретарем и осуществлявшая делопроизводство.
2 период. В
1718 году с учреждением коллегий
все административные функции
Сената переходят к коллегиям.
Сенат стал общим собранием
президентов коллегий. Это был
не постоянно действующий
3 период. В
1722 году Сенат получает свой
собственный состав, независимый
от коллегий. Лишь президенты
военной, адмиралтейской, иностранной
и берг-коллегии остались его
членами. К этому времени
Сенат превратился
в надведомственный контрольный
орган. Надзор в отношении к судебным
коллегиям выражался в
Сенат подлежал
непосредственному наблюдению сначала
со стороны генерал-ревизора (Зотова),
в 1720 обер-секретаря, в 1721 году - обер-офицеров
гвардии. Они имели право арестовать
сенаторов и соблюдением
Сенат при тайном совете и кабинете.
При верховном тайном совете становится одной из коллегий, непосредственно подчиненных совету. Наравне с ним стояли военная, адмиралтейская, иностранная, духовая коллегии. Сенату были подчинены лишь гражданские коллегии (судебные и административные), которые, таким образом, образовали третью ступень государственных учреждений.
При кабинете (царствование Анны) сенат получает несколько большее значение. Он часто действует в смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветви управления. Сенат разделен на 5 департаментов (духовных дел, военных, финансовых, судебных, торгово-промышленных). Но дела по-прежнему решались общим собранием. Но по существу всеми делами управлял кабинет.
Сенат при Елизавете.
При Елизавете
сенат достиг наивысшего развития прав
и значения во всей его истории. В
эту эпоху сенату принадлежит
несколько законодательных
Екатерининский сенат.
При Екатерине 2 сенат превращается в центральное административное учреждение. Он разделен на 6 самостоятельных департаментов (с правом окончательного решения дел в каждом). 1-й ведал внутренними и политическими делами.; 2-й - местно-адмиинистративными;
3-й делами
привилегированных провинций - Малороссии
и Остзейского края; 4-й - военными
делами; 5-й - местно-административными;
6-й местно-судебными. В 1775 году
с учреждением губерний
Сенат Александровский.
При Александре 1 сенат стал высшей судебной инстанцией: из 9 департаментов лишь один остался административным.
Заключение
В данной работе я всесторонне раскрыла сущность и проблемы реформирования высшего органа власти в России – Сената XVIII века.
Подводя итог данной работы, можно утверждать, что развитие высшего государственного управления было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер.
Создание 13 коллегий, вместо 80 существовавших в XVII веке приказов, обеспечило абсолютной монархии централизованный ведомственный аппарат и являлось большим прогрессом в развитии высшего управления.
Развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими основными закономерностями: усилении власти царя; полной ликвидации пережитков сословно-представительной монархии; бюрократизации государственного аппарата, выразившейся в консолидации однородных функций управления; установлении стройной системы подчиненности низших органов высшим; организационном отделении присутствия от канцелярии; складывании чиновничества – особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.
В целом система
высших органов государства получила
более совершенную организацию,
были четко определены компетенция,
место и роль каждого звена
в иерархии государственных органов.
Одновременно шел процесс бюрократизации
состава высших органов, разрыв с
сословным принципом