Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:25, курсовая работа
Главной целью данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
-Рассмотреть предпосылки создания Сената
- Проанализировать историю создания и развития Сената
- Рассмотреть его структуру, состав и функции
- Проанализировать компетенцию и функции должностных лиц
- Проследить эволюцию Сената
Петр I при назначении сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.
В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.
Следует отметить, что первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствие, куда входил весь личный состав, и канцелярия.
Организационная
структура Сената включала присутствие
(общее собрание) Сенаторов и канцелярию,
которая осуществляла делопроизводство.
Все Сенаторы обладали равными правами
и должны были принимать решения
коллегиально. С течением времени
Сенат претерпел ряд
В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.
Сенат подчинялся
строгим принципам
Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий” определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков Сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам” .Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”. В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.
Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в 1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27 апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанности генерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскому расследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно”, исполнял свою должность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание в специальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Также генерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники.
Фискалы. Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед Сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать - все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству».
Расправная палата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Они должны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом, структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам и Сенатская контора - по вопросам управления.
Сенаторы
кассационных департаментов не могут
занимать никакой иной должности
на службе государственной или
Сенат действовал
в виде департаментов, общих собраний
и соединенных присутствий. Хотя
в некоторых случаях общие
собрания являются как бы инстанцией
над департаментами, но по общему правилу
каждый департамент имеет власть
действовать от имени всего Сената;
указы его «исполняются всеми
подчиненными ему местами и лицами,
как собственные Императорского
Величества, и один Государь или
именной его указ может остановить
сенатское повеление». Число департаментов
доходило до 12. В 1871 и 1876 гг. московские
и варшавские департаменты Сената были
упразднены. С распространением действия
судебной реформы императора Александра
II судебные департаменты старого устройства
(II--V и межевой) постепенно сокращались
и были слиты в один. Общих собраний
старого Сената два: первое, состоящее
из Сенаторов первого и второго
департаментов и департамента герольдии,
второе -- из Сенаторов судебного
департамента и одного из кассационных,
уголовного или гражданского по принадлежности.
Предметами ведомства этих общих
собраний являются: дела, переносимые
из старых департаментов Сената по
высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших
жалоб; дела, переносимые из департаментов
за разногласием; дела, требующие пояснения
или дополнения законов. Из кассационных
департаментов, иногда с участием первого
или второго, составляется ряд общих
собраний и соединенных присутствий
. Помимо общих собраний и соединенных
присутствий, состоящих из Сенаторов
лишь нескольких департаментов, в определенных
случаях собирается общее присутствие
всего Сената. Каждый департамент
составляется из Сенаторов, назначенных
по высочайшему усмотрению. Для надзора
за производством дел и (в старых
департаментах) за правильностью решений
в каждом департаменте в общем
собрании кассационных департаментов,
в соединенном присутствии
3.2.Функции, компетенция и взаимодействие с другими органами власти
С момента создания Сенат занимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Также Сенат являлся и органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом, для этого были введены должности "фискалов", которые доносили (то есть докладывали) о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству.
Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 г. Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».
При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената; Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов». «Ныне уже все у вас в руках», -- писал Петр Сенату.
Сенат, обладая
в сравнение с Боярской Думой
меньшими полномочиями, выгодно отличался
от неё большей централизацией в
ведении дел, выражавшейся в учреждении
Канцелярии, отвечающей за учёт и обработку
входящей документации, контроль над
исходящей документацией и
Участие Сената в законодательстве:
Будучи устранен
от законодательства с 1802 года в качестве
органа законосовещательного, Сенат
сохранил, однако, известное отношение
к законодательству. Прежде всего, Сенату
предоставлено право
Участие Сената в делах управления:
В области
дел административных в Сенате произошла
с 1802 г. наиболее сложная перемена. В
1802 г. при учреждении министров они
были поставлены над коллегиями. Когда
было обнаружено, что совместное существование
коллегий и министров ведет к
серьезным неудобствам, и когда
вследствие этого с 1803 г. начинается
постепенное закрытие коллегий и
преобразование их в департаменты министерств,
отношения Сената к министерствам
сделались совершенно неясными, и
из неясности этой всю выгоду извлекли
министры. Фактически прекращается представление
министрами в Сенат ежегодных
отчетов; те дела, которые прежде восходили
в Сенат, рассматриваются комитетом
министров. В области административных
дел компетенция комитета почти
слилась с компетенцией Сената, так
что около 1810 г. возникает ряд
проектов то об упразднении административного
департамента Сената с передачею
его дел комитету. Комитет министров
не только не был упразднен, но получил
по случаю отъезда государя на войну
новые чрезвычайные полномочия и
ничего не уступил из прежних. Когда
прекратились чрезвычайные полномочия
комитета министров, общее значение
его тем не менее продолжало расти;
в эпоху полновластия Аракчеева
комитет становится средоточием
всего государственного управления.
Роль Сената в административных делах
падает. Во главе исполнительных органов
государства становятся министры. Закон,
однако, по-прежнему признает Сенат
верховным в порядке суда и
управления местом империи, не имеющим
над собой иной власти, кроме власти
императорского величества, посылающим
министрам указы, получающим от них
рапорты. Губернские места фактически
стоят в полной зависимости от
министерств, но считаются подчиненными
Сенату. Для непосредственного участия
в активной администрации Сенат
был мало пригоден и по составу
своему, и по медленности делопроизводства,
и потому, что он устранен от распоряжения
исполнительными органами, даже от
непосредственного
1) Дела исполнительного характера.
2) Дела по
надзору за законностью
Участие Сената в делах судебных:
Участие Сената
в делах судебных принимает различные
формы в зависимости от того, поступило
ли данное дело из судебного места
старого или нового (по судебным
уставам императора Александра II) устройства.
Дела из старых судебных мест поступали
в Сенат по апелляциям, по ревизии,
по протестам губернских прокуроров
и по несогласию губернаторов с решениями
судов. Дела из судебных установлений,
образованных по судебным уставам императора
Александра II, поступают в кассационные
департаменты Сташенко Л.А. Фискалы
и прокуроры в системе
Новая система
центральных учреждений бала создана
вместе с системой высших органов
власти и местного управления. Особенно
важной была реформа Сената, занявшего
ключевое положение в государственной
системе Петра I. На Сенат возлагались
судебные, административные и законосовещательные
функции. Связь Сената с местным
управлением осуществлялась через
местных комиссаров. Потребность
в установлении этой должности вызвалась
тем, что губернская реформа повлекла
за собой перераспределение