Уголовное право по Соборному уложению 1649 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. -- Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя.

Содержание работы

Введение
1. Понятие преступления
1.1 Система преступлений по Соборному Уложению 1649 года
1.2 Преступления против религии и Церкви
1.3 Государственные преступления
1.4 Преступления против порядка управления
1.5 Преступления против личности
2. Принципы и цели наказаний
2.1 Система наказаний
2.2 Смертная казнь в Уложении 1649 года. Хроника Адама Олеария о репрессиях середины XVII в
2.3 Телесные наказания по соборному Уложению 1649 года
2.4 Лишение свободы по Уложению 1649года
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат история государства и права России.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

а) преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

 

б) государственные  преступления: любые действия (и  даже умысел), направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена; по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

 

в) преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление  приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без имеющегося разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, "ябедничество" или ложное обвинение ;

 

г) преступления против благочиния: содержание притонов укрывательство беглых, незаконная продажа  имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная  запись в заклад ("боярину, в монастырь, к помещику); обложение пошлинами освобожденных от них лиц";

 

д) должностные  преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах, и пр.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

 

е) преступления против личности: убийство, разделявшееся  на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов); вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.

 

ж) имущественные  преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная  в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и  грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

 

1.2 Преступления  против религии и церкви

 

Хотя Московское государство приняло в значительной степени теократический характер, но по сравнению его с современными католическими и протестантскими  государствами, отличается меньшим  вмешательством в дело веры. По крайней мере, преступления против веры, совсем не упоминаемые в Судебниках, отмечаются лишь в Уложении царя Алексея Михайловича с осторожной краткостью.

 

- Богохульство. Квалификацией состава этого  преступления рассматривается не только как оскорблением словом Бога, но главным образом как неверие, отрицание его существования, что считалось посягательством на основы христианского вероучения. Так же воспрещалась хула на христианскую святыню: Христа, Святую Богородицу, святой крест и святых. Виновные наказывались смертной казнью через сожжение.

 

- Совращение (именно  в мусульманскую веру - обрезание)  из православия, “насильством”  или по согласию - “обманом” безразлично  ведет совратителя к смертной  казни через сожжение. Закон умалчивает о совращение в другие нехристианские религии (буддизм, иудейство), конечно, потому что не предвидел практической возможности подобных случаев; но о совращении в другие христианские вероисповедания он мог умолчать намеренно; между тем практика распространяла применение этой статьи и на последний род деяний. Вероотступничество не подлежит уголовному суду государства, совращенный отдается на суд церкви.

 

- Насильственное  обращение в православие не  предусматривается в кодексах, но  определяется в наказах воеводам .В этом выразился остаток древней русской веротерпимости, которая постепенно ослабевала в Московском государстве, но поддерживалась и тогда порядком вещей: огромная масса подданных принадлежала к нехристианским религиям .

 

- Чародейство,  которое особенно приковывало внимание в 1-ом периоде (в церковных уставах и практике), теперь не так не интересовало государство; впрочем, постановления Стоглава об этом были выделены особым указом: “… к волхвам бы и к чародеям и к звездочетцам волхвовати не ходили”, под неопределенной угрозой великой царской опалы и ответственности перед духовным судом. Это постановление не принято в Уложении1649 года. По мере удаления от времен язычества, ослабляется внимание к преступлениям подобного рода; в Московскую эпоху практика фиксирует незначительное количество случаев уголовного преследования волшебства сравнительно с современной практикой в Западной Европе. Это объясняется тем, что ослабление языческих верований, мысль о волшебстве направляется на успехи научных знаний и изобретений, которых у нас в то время вовсе не было.

 

- Ереси и  расколы так же не входят  в круг предметов уголовного  законодательства (в Уложении); но  практика с XV века заинтересована  ими гораздо больше ереси стригольников  и жидовствующих, подрывавших  глубокие основы христианства. Церковная власть (Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий) обвиняла светскую в прослаблении еретикам и указывала на пример испанской инквизиции; но Иоанн III был осторожен и долго не вмешивался в вопросы совести, пока собор 1504 года не вынудил его прибегнуть к казням (сожжению, урезанию языка, заточению). Последующие преследования еретиков (мнимых и действительных) объясняются иногда сторонними мотивами (заточение Максима Грека при Василии Иоанновиче). Самое активное участие светская власть принимает в деле раскола XVII века, очевидно по его связи с вопросами государственного характера. Фактическое преследование раскола узаконено статьями 1685 года: за участие в расколе - ссылка, за его распространение - смертная казнь, за укрывательство раскольников, передачу их писем - кнут и ссылка.

 

- Нарушение  церковной литургии во время  службы наказывалось смертью;  это не только преступление  против церковного благочиния, но  и проявление неверующего фанатизма.  Этим можно объяснить строгость  наказания сравнительно с деянием, определяемым в Уложении (гл. I ст. 3), именно оскорбление священника в церкви и как последствие - произведенный «мятеж», то есть тот же перерыв богослужения, карается лишь торговой казнью; в последнем преступлении объект сложный (против церкви и против чести частных лиц).

 

- Кража церковного  имущества наказывалась смертью,  и имение вора отдавалось церкви.

 

1.3 Государственные  преступления

 

Что касается политических преступлений, то в судебнике отмечаются только два вида: крамола и земская измена. В тоже время практика, особенно в эпоху Ивана IV, знала и карала все виды деяний этого рода. Царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова представляли самую плодородную почву для практического развития учения о политических преступлениях. Уложение точно определяет виды политических преступлений. Государственная измена состояла в оскорблении царя и в бунте. Злой умысел на царя, на государство, измена, порицание царских намерений, выезд за границу для измены, подстрекательство к бунтам и смутам, - все это считалось государственной изменой и наказывалось смертной казнью. Неопределенность определения государственной измены имело серьезные последствия: самый небольшой проступок мог быть отнесен к категории государственных преступлений и влек за собой смертную казнь.

 

1.4 Преступления  против порядка управления

 

Появление группы преступлений против порядка управления связано с общими процессами государственной  централизации. Бунт против административных властей сравнен с верховной  изменой, в частности к этому разряду отнесены нарушения карантинных постановлений и устава о проезжих грамотах. Но законодательство больше интересовалось преступлениями против финансовых прав государства. Известное еще церковному законодательству корчемство запрещалось Стоглавом, а Соборное Уложение предусматривало уголовную ответственность не только незаконных изготовителей и продавцов вина, но и для его потребителей (“питухов”). Наказание постепенно ужесточается, в случае повтора преступления, и так до 4-х раз (когда, наконец, следовала ссылка в дальние города и конфискация имущества). В XVII веке, с запрещением ввоза некоторых товаров (“заповедных”), появляется понятие контрабанды; так запрещено было вывозить за рубеж соль, лен, сало и др. под угрозой смертной казни.

 

Одним из наиболее серьезных правонарушений было фальшивомонетчество

 

- деяние, направленное против  денежной монополии государства.  Предшествующие памятники не  знают такого преступления, так  как орудиями обращения были  металлы по весу, осуществлялся  лишь особый надзор государства за частными производителями денег, которые подвергались наказанию только за выпуск монет ниже установленной пробы. Исключительное производство монеты государством устанавливается лишь в XVI веке, и с этого же времени начинается практическое преследование о подделке монеты: при великом князе Василии Иоанновиче (1533 г.) “казнили многих людей в деньгах, а казнь была - олово лили в рот, да руки секли”. Михаил Федорович смягчил наказание, установив, вместо залития горла расплавленным металлом, вечное тюремное заключение.

 

Подделка документов, печатей  и подписей наказывалась смертью. Самоуправство  строго запрещалось.

 

1.5 Преступления против  личности

 

Преступления против личности включали большую группу составов, среди которых были убийство, нанесение телесных повреждений, побои и оскорбления. Права всех частных лиц пользуются равной защитой уголовного закона. Различие тяжести взысканий общественному состоянию потерпевших удерживалось только в преступлениях против чести, здоровья. Личное право холопов и крестьян (прикрепленных) признано самостоятельным объектом преступления (некоторые ограничения равенства уголовной защиты, отмеченные в предыдущем периоде, теперь исчезают): сам господин не может убить своего холопа даже в том случае, если холоп попадется в разбое. Убийство чужих крестьян наказывается независимо от частного вознаграждения.

 

- Преступления  против жизни мало-помалу отделяются  от имущественных преступлений, а именно убийство от разбоя; в судебниках душегубство и  разбой являлись самостоятельными и раздельными преступлениями.В Уложении появляется определение квалифицированных видов убийства; лишение жизни может быть более или менее тяжким преступлением, смотря в каких отношениях, состоял убийца и жертва. Из отношений родства и служебной зависимости римское право создало понятие «parricidium»,что через немецкое право перешло в литовский статут, а оттуда в Уложение 1649 г., но по литовскому статуту, из этих отношений возникают более тяжкие виды убийства; по Уложению же, семейные отношения убийцы и жертвы могут быть причиной и уменьшения наказания за убийство. В XVI веке наряду с понятием “неумышленное убийство”, которое было известно еще в Русской Правде, появилось понятие “случайное убийство”, не влекшее за собой ответственности. В Судебнике 1497г. вводится понятие “государский убойца”. В XVI веке убийство в законодательстве уже отделено от разбоя, но в практике Разбойного приказа оба состава все еще проходили вместе. Их окончательную дифференциацию осуществило только Соборное Уложение. Оно разрабатывает систему признаков, квалифицирующих убийство, включив в нее убийство женой мужа (карается страшной казнью - зарытием живой в землю) [18]; а женоубийство вовсе не отмечается, как особый вид (из практики видно, что оно наказывалось иногда мягче, чем убийство постороннего человека).

 

Отцеубийство  карается смертью “безо всякой пощады”. Убийство детей никогда не наказывалось смертью, виновный сажался в тюрьму на год и потом подвергался публичному церковному покаянию. Но “детоубийство” в узком смысле, то есть убийство матерью незаконнорожденного ребенка, карается смертью.

 

Убийство господина  слугой еще в Судебниках отмечается, как тягчайшее деяние, наравне  с государственной изменой; по Уложению даже покушение на такое убийство наказывается отсечением руки. Из этого  видно, что ужесточение и смягчение  тяжести одного и того же преступления основано не на субъективных мотивах, а на стремлении закона поддержать установленный гражданский порядок (родительскую власть, власть мужа и власть господина). На этом основании соучастие в отцеубийстве и мужеубийстве посторонних лиц наказывается наравне с главным виновником.

 

Убийство совершенное  неумышленно, нечаянно и при самообороне  не считалось преступлением и  не наказывалось. К группе умышленных убийств Уложение относило преступления, совершенные “насильством, скопом и заговором”, что рассматривалось как отягчающие обстоятельства.

 

Уложение дифференцирует убийства на хитростные и бесхитростные.

 

Последние (случайные, «совершенные грешным делом») наказанию  не подлежали. Следует отметить, что  грань между неосторожностью  и случайностью оставалась размытой.

 

- Преступления  против здоровья. В Русской Правде  разряд преступлений против здоровья  колебался между преступлениями  против жизни (причинение увечья) и преступлениями против чести  (легкие побои). В московском праве  нанесение увечья вполне выделяется из разряда преступлений против жизни, но зато в Судебнике 1550 г. (статья 26) смешивается с преступлением против чести («смотря по человеку и по увечью»). Очевидно, что сохраняется еще остаток древнего взгляда на увечье, как на умаление прав.

 

Уложение сформулировало особый состав, называя его «мучительное поругательство» (носа, уха, ноги, руки, выкалывание глаза), за которое кроме  штрафа полагалось нанесение аналогичного увечья. Нанесение ран и тяжких побоев теперь отделяется от преступлений против чести и имущественных прав, именно бесчестье сливается, в свою очередь, с тяжкими побоями, но не с увечьем. Низший вид преступлений против здоровья, легкие побои, не упоминается в Уложении и, по всей вероятности, сливается еще с преступлением против чести.

 

- Преступления  против нравственности в светских  законодательных памятниках Московского  периода открывается довольно  верный взгляд на преступления  этого рода, наказуемой безнравственностью  признана общественная, именно: в  эпоху судебников - азартная игра и общественный разврат (содержание притонов), в Уложении запрещается сводничество, но косвенно и блуд. Еще в уставных грамотах запрещалось скоморошество, как из целей охраны нравственности, так и из соблюдения полицейского порядка. В законах, подтверждающих церковные постановления, круг запрещенных деяний этого рода на божбу, брань “непотребными” словами. Запрещалось табакокурение под угрозой кнута, урезания ноздрей и ссылки.

Информация о работе Уголовное право по Соборному уложению 1649 года