Уголовное право по Соборному уложению 1649 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. -- Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя.

Содержание работы

Введение
1. Понятие преступления
1.1 Система преступлений по Соборному Уложению 1649 года
1.2 Преступления против религии и Церкви
1.3 Государственные преступления
1.4 Преступления против порядка управления
1.5 Преступления против личности
2. Принципы и цели наказаний
2.1 Система наказаний
2.2 Смертная казнь в Уложении 1649 года. Хроника Адама Олеария о репрессиях середины XVII в
2.3 Телесные наказания по соборному Уложению 1649 года
2.4 Лишение свободы по Уложению 1649года
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат история государства и права России.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Весьма трудную  проблему составляет вопрос о способах казней в Уложении 1649 г. В русских  Судебниках XV-XVII вв. о способах казней традиционно сказано очень мало. И все-таки Уложение более подробно останавливается на данном вопросе. Ясно предусмотрено сожжение за богохульство и поджог имущества, залитие горла металлом за подделку денег, за убийство женой мужа -- закапывание в землю. На практике способы казней были более разнообразными. Олеарий писал о четвертовании самых опасных преступников. Котошихин перечисляет четыре основных способа, указанных выше, добавляет повешение за разбойные действия и грабежи замешанных в бунтах Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. С. 104, 116.. Сожжение, залитие горла металлом, повешение, закапывание женщин в землю -- в какой-то степени несут символическую нагрузку. Закапывание в землю связано, видимо, с очистительной силой земли («мать сыра земля»). Неконкретизированность видов казней зачастую оценивается в том смысле, что это давало возможность выбора наиболее устрашающего способа. До некоторой степени это так. Но главное в другом. Например, сожжение и закапывание даны в Уложении точно, поскольку в «законности» их применения ни у кого сомнения не было. В остальных случаях государственный подход к казням испытывал давление идеологических воззрений, в том числе -- бытовых. Дифференцированность зависела от ситуации: власть имела Возможность сделать «приемлемый» выбор. В повести о «горе -- злосчастьи» героя, вступившего на путь разбоев и убийств, могут предать двум способам казни: «чтобы молодца за то повесили или с каменем в воду посадили» Повесть о горе - злосчастьи. -Л.: Наука, 1985. С. 16.. С повешением ясно, оно в XVII в. применялось к разбойникам. Пословицы и поговорки XVII в. говорят о предании смерти татей и разбойников именно через повешение Демин А.С. Писатель и общество в России XVI - XVII веков. - М.: Наука, 1985. С. 143.. А вот вариант с утоплением отражает скорее простонародные возможности расправы на основе символических воззрений. Вариации способов казней давали государству возможность гибких действий в соответствии с идеологией XVII века Рогов В.А. Указ. соч. С. 191..

 

В исследованиях  по истории XVII столетия довольно часто  встречаются ссылки на сочинение  Адама Олеария. Выборочные цитаты не могут создать полной картины, а для понимания уголовной политики, на основе которой складывалось отношение к репрессиям Уложения 1649 г., сочинение голштинского посланника имеет большое значение. Олеарий побывал в России в середине 30-х годов XVII в Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVII -первая четверть XVII века. -М.: Наука. С. 98-118.; Усов Д. Иноземцы в России (Путешествие Олеария а Россию). -М., 1917..

 

Будучи посланником  страны весьма жестокого уголовного права, Олеарий, естественно, смотрел на правовую жизнь глазами человека, привыкшего к жестокости, умевшего определить степень и характер репрессий. Он высоко ценил право вообще и верил в его важную «регулирующую» роль. Олеарий подробно рассуждает о юридических аспектах повышения дисциплины в составе его посольства, обстоятельно описывает «юстицию» в Лифляндии. Он вполне однозначно считал московитов варварами, но только в смысле отсутствия у них образования и наук.

 

Вообще же жители Москвы смышленны и хитры Адам Олеарий. Указ. соч. С. 178-181.. Нигде при описании карательной политики в России Олеарий не говорит об их жестокости. В то же время о жестокости народов, окружающих Россию, о жестокости татар он отзывается однозначно и утвердительно Там же. С. 54.. А. Олеарий хорошо понимает, что такое жестокость, когда говорит об уголовной политике Ивана Грозного.

 

По Олеарию, репрессии государства представляют собой реакцию на разложение в  обществе нравственности и морали. Эти наблюдения справедливы. Довольно часты ложные доносы из-за сведения личных счетов, когда ненавистному лицу «подбрасывалось» имущество, взятое под залог при заключении сделок. Как меру борьбы с этим Олеарий приводит указ 1634г., запретивший залоги в заемных делах.

 

Изощренные  казни (разрубание на части, лишение  погребения) имеют место лишь в случае самых тяжких преступлений. Так казнили «обрезанного» самозванца Тимошку (Лжешуйского). К обычным преступникам отношение иное. За умышленное убийство несколько недель держат в темнице для покаяния, а затем следует простая казнь (отрубание головы). Такой подход закрепило позднее Уложение 1649 г.

 

Очень ценные сведения приводит Олеарий о состоянии  организованной преступности: на торговых и речных путях действуют шейки  казаков и разбойников. Это грабежи  с целью крупной наживы и бороться с ними очень трудно. Единственный путь -- военная охрана посольств и торговых караванов. Такие же шайки промышляют на больших дорогах между городами. В городах нападения грабителей имеют другой характер и во многом связаны с пьянством. Утром по большим праздникам частенько находят убитых или ограбленных во хмелю. Такие преступления, по словам Олеария, совершают «рабы» (т.е. деклассированный, потерявший сословный статуе элемент), с целью завладения мелкой собственностью, возможно для того же пьянства. В них участвуют много слуг, вельмож и холопов с плохим материальным положением. Именно из-за бедности домашней челяди в Москве много воров, грабителей и убийц. Расправа с ними часто обходится без обращения в органы юстиции, обыкновенным мордобоем Адам Олеарий. Указ. соч. С. 139,196-198.. С подобными «безобразиями» ведется борьба и, благодаря «деятельности» патриарха, их поубавилось Повесть о горе - злосчастьи. -Л.: Наука, 1985. С. 6-7..

 

Можно сказать, что Олеарий правильно отразил  многообразие формирования путей преступности к середине XVII в. Наряду с материальной нуждой на путь преступлений становились и из-за других условий: семейных и бытовых неурядиц, дурных примеров и т. д. В повести о «горе -- злосчастья», появившейся примерно в середине XVII в., родители наставляют героя избегать пагубного преступного пути не от нужды. Опасность таится в «неумном поведении», в связях с околопреступным миром (игроки в кости), в пьянстве, в моральном падении, лживости, в разгульной не трудовой жизни и т.д. В общем обнаруживается сильнейшее влияние на развитие преступности идеологических причин.

 


Информация о работе Уголовное право по Соборному уложению 1649 года