Украинская государственность в литовско-польский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

В ХIII - первой половине XIV в. продолжателем государственности Руси на ее юго-западных землях и ведущей силой сопротивления иностранной агрессии выступало Галицко-Волынское княжество. Жестокое поражение, причиненному 1323 русским войскам ордынским ханом узбеком, подорвала военную и политическую мощь Галицко-Волынского государства.

Файлы: 1 файл

окончательное русский.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

   Польские феодалы имели право владеть землями в Литве, а литовские - в Польше. Литовское княжество, в составе которого оставались собственно литовские земли и большая часть Белоруссии, пользовалось определенной автономией: в нем, как и к нему, сохранялись высокие должности (их занимали только литовские феодалы), войско, финансы, законы и суды. Объединение всех сил и финансово-экономических средств Литвы и Польши позволило успешно бороться с Россией за Прибалтику и содержания под своей властью украинских и белорусских земель. Новый король Стефан Баторий в 1582 p. победно завершил Ливонскую войну.  

   После 1569 p. украинские земли в составе Польского королевства ( «короны») входили в семь воеводств: Русское (Галичина), состоявшее из Львовской, Галицкой, Перемышльской, Сяноцкого и Холмской земель; Волжское (состояло из Бугского, Городельская и Грабовецкой уездов); Волынское (состояло с Владимирского, Луцкого и Кременецкого уездов); Подольское (состояло из Каменецкого, Червоногородского и Летичевского уездов); Брацлавское (состояло из Брацлавского и Винницкого уездов); Киевское (состояла из Киевского, Овручского и Житомирского уездов); Черниговское (образовано в 1635 p.; состояло из Черниговского и Новгород-Северского уездов).  

   На  территории Украины (за исключением  Галичины) имело силу не польское право, а областные привилегии и Литовский статут. После Люблинской унии за Волынским, Киевским и Брацлавским воеводствами было оставлено «литовское» право, то есть второй Литовский статут 1566 p., получивший название Волынского. Большинство украинских городов руководствовалась положениями Магдебургского права. Но несмотря на все это, польские феодалы распространили свое господство на большую часть Украины. Этому способствовала и местная шляхта, которая стремилась с помощью поляков укрепить свою власть над крепостного крестьянства и подавить народные выступления. Люблинская уния принесла на Украину усиления социального и национально-колониального угнетения трудового народа.  
 
 

   2.2 Общественно-политический  строй и государственный  строй на украинских  землях в составе  Речи Посполитой.  

   В течение  второй половины XVI-первой половины XVII в. на Украине, особенно в Галичине и на Волыни, интенсивно росло крупное феодальное землевладение: Магнатские, благородные, церковная. В Галиции располагались имения Потоцких, Собеских, Даниловичей, Одровонжев и других в форме «ключей» - несколько деревень и городков, составлявших в административном отношении единый хозяйственный комплекс. На Волыни 250 магнатских родов-князей Острожских, Заславских, Любомирских, Збаражских, Корецких, Вишневецких, Черторийских и других - владели наибольшими во всей Речи Посполитой латифундиями. По состоянию на 1629 в руках 37 волынских магнатов сосредоточено 3 / 4 всех крестьянских хозяйств. Самым мощным феодалом на Волыни был князь Василий-Константин Острожский. В начале XVII в. ему принадлежали 59 городов, городков и замков (в том числе Острог, Звягиль, Чуднов), 857 сел, 111 фольварков Это составляло треть всех феодальных владений на Волыни. Кроме того, князь был владельцем земель в Киевском, Русском, Подольском воеводствах, его годовой доход достигал 1 млн злотых. Крупные земельные владения в других местностях Украины имели также Заславские. Збаражские, Хоткевича. Пронску).  

   В конце  XVI - начале XVII в. на Приднепровье, Брацлавщине образовались многочисленные владения шляхты, в первую очередь польских магнатов Замойских, Жолкевский, Калиновских, Конецпольских, Казановский, Потоцких и др. На Левобережье своими размерами отличались имения Вишневецких ( «Вишневетчины») с центром в Лубнах. Черкасский староста князь А. Вишневецкий конце XVI в. захватил часть Левобережья и выпросил у короля подтверждение на «пустыня, называемую реку Сулу, реку Удай и реку Солоница», протянувшейся от границ с Россией до Днепра. Он построил здесь города Лубны, Ромны, Пирятин, Прилуки, «поселил» десятки и сотни сел и хуторов. А в конце 30-х годов XVII в. Вишневецкие были владельцами 39,6 тыс. крестьянских дворов ( «дымов»), 56 городов и городков. В 20-х годах XVII в. 18 магнатам и большим шляхтичам Брацлавского воеводства принадлежало 80% всех крестьянских и мещанских дворов.  

   Крупными  землевладельцами были католическая и  униатская церкви, а также украинские православные монастыри. Крупнейшим церковным  землевладельцем на Украине был  Киево-Печерский монастырь. В начале XVII в. униатской церкви на Волыни принадлежало около 2,1 тыс. крестьянских дворов.

   Укрепление  и рост крупной феодальной собственности  на землю приводило к усилению крепостничества. Крепостное право  фиксировало и узаконивало эти  процессы.  
 

   Устав 1588 расширил судебные полномочия маг  ¬ Натив: они могли судить не только своих крестьян, но даже зависимую от них среднюю и мелкую шляхту.

   Магнаты:, имели право заседать в сенате. С начала XVII в. из среды магнатов сенат назначал на два года 16 сенаторов, без участия которых король не имел права принимать важные решения.

   Полонизация захватила и шляхту. К началу XVII в. украинский прослойка и национальную культуру репрезентовала главным образом мелкая шляхта. Из-за бедности эта шляхта не могла получить то образование, которое имели магнаты и богатый шляхта, и это связывало ее с народными массами. Мелкая шляхта не влияла на политику Речи Посполитой, поскольку была разрозненной. Кстати, с этого слоя населения вышли наиболее значительные государственные и духовные деятели Украины: гетманы Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, архимандрит Плетенецкий, митрополит Петр Могила и др.  

   Окончательному  оформлению благородного состояния  способствовала Волочная реформа, которая  была проведена "Уставе на волоки" 1557 года. За реформой, земли, которые были присвоены самовольно, отбирались, а лица, которые не имели возможности документально подтвердить свое благородное происхождение изгонялись из шляхетского состояния. Отныне только сейм имел право дарить шляхетство, а оставлять шляхетства могнатский суд.  

   2.3 Создание и развитие Запорожской Сечи. Крестьянско-казацкие восстания. 

   Термин "казак" (тюркского происхождения) означал "степной разбойник", "вольный  человек". 

   Возникновение казачества. 

   Причины возникновения: усиление феодального  гнета привело к бегству крестьян и горожан в незаселенные степные районы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель. Первые сведения об украинских казаках упоминаются в дипломатической переписке между Россией, Польшей, Турцией, Крымом, Молдовой и Валахией (1489, 1492, 1494 гг.).

   Жизнь, быт и занятия казачества. В XVI в. численность казачества постоянно  растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие. Жизнь была крайне трудна: каждому казаку приходилось начинать, имея лишь небольшой скарб, который он сумел прихватить из дома. А жизнь в пограничных с татарами районах заставляла каждого иметь оружие, искусно им владеть и быть готовым в любое время его применить.

   Все это  закаляло казачество, заставляло его  держаться вместе, что ускоряло имущественную  дифференциацию в среде казачества, вновь прибывшие вынуждены были наниматься к зажиточным казакам, из которых формировалась казацкая старшина.

   В итоге: к началу XVI в. казаками было освоено  среднее Поднепровье и Запорожье, где в середине XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и  Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь". 

   Возникновение Запорожской' Сечи. Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Токмаковка (около современного города Марганца Днепропетровской области), а позже, неоднократно переносилась. Впоследствии термин "Запорожская Сечь" распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество. 

   Основные черты общественного устройства Запорожской Сечи и всего казачества:

  • отсутствие крепостничества;
  • формальное равенство между всеми казаками (вправе пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т.п.);
  • Запорожская Сечь была одновременно военной организацией, каждый казак обязан за свой счет нести военную службу;
  • как политическая организация Запорожская Сечь была казацкой республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь делилась на паланки (округа) во главе с полковниками.
  • В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

   Роль  казачества в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства:

   Запорожская Сечь служила юго-восточным пограничным  защитным форпостом украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены  были вначале столкнуться с запорожским казачеством;

   казаки  и сами наносили удары - спускаясь  по Днепру па своих быстроходных больших  лодках ("чайках". 20 м в длину, 4 м в ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 - боевой экипаж с 4-6 пушками; в поход обычно шло 80-150 "чаек", они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там Турецкие гарнизоны неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, захватили в Черном море турецкие галеры и т.п.).

   Роль  казачества в антифеодальных восстаниях: принимали активное участие с 80-90-х XVI в., как правило, их возглавляя (лучше вооружены, обучены, организованы, чем обычные крестьяне).

   В итоге: понимая роль казачества в защите украинских земель и пытаясь расколоть  казачество на зажиточных и "голытьбу" (особенно случай восстания). Речь Посполитая идет на создание реестрового казачества.

   Реестровое  казачество - список казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.), которые  пользовались особыми привилегиями за службу (получали плату деньгами, имели свое самоуправление под руководством коренного гетмана и были освобождены, от податей и повинностей). Вначале был создан полк из 300 реестровых казаков, в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка, в то время, как число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч). Согласно реестру 1581 г., из 532 казаков 400 были украинцами, 100 - белорусами, 20 - поляками, 16 - других национальностей.

   Казацкая  символика - красный (малиновый) флаг с  изображением на одной стороне св. архангел Михаила (белым цветом), на другой изображение белого креста; печать - герб Запорожской Сечи - изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава - символ власти и др.

   Значение  казачества. Освоило пустынные степные  земли; охраняло южные рубежи государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны середины ХVII в.

   2.4 Религиозные противоречия Православной и Католической церквей на территории Украины в период польского правления. Упадок культуры украинского народа.

   Все прошедшие  реформы и изменения не могли  не отразиться на церковной жизни. После  того как киевский митрополит перебрался в Московию, чтобы не отдавать свою паству практически теперь чужому монастырю перед церковью стал острый вопрос о дальнейшем существовании. Воссоединение с католической церковью было возможно лишь при полном подчинении ее порядкам, что не представлялось возможным. Дабы избежать этого, было принято решение восстановить метрополии в Киеве, которая отныне признавала только верховенство константинопольского патриархата.

   Однако, как было принято в большинстве  европейских стран, монархи большинства стран пользовались правом патронажа, когда епископа назначал сам правитель, а в регионах его представители власти. А так как польские и литовские властители были в основном католиками, они назначали на место епископа людей, которые бы поддерживали в государстве установившийся порядок. Это стало крахом для украинской церкви. Светские власти вскорости начали сменять местных епископов по своему усмотрению, и это привело к тому, что киевский митрополит потерял всякую власть, а каждый епископ сам стал себе и законом и судьёй. В церкви стала свирепствовать коррупция, помещики торговали приходами и церквями как товаром, что привело к полному падению нравов. Школьное дело, в организацию которого церковь вносила всегда огромный вклад, находилось в запустении. Малограмотный учителя с трудом могли обучать основам письма, чтения и катехизис. Все вышеперечисленное могло лишь только пагубно отразиться на культуре украинского народа, ведь при царящей полном беззаконие по отношению к украинскому народу, последний оплот нации - церковь превратилась в еще один рычаг управления в руках дворянства.

   В Польше с расцветом государства начался  период культурного расцвета. Вслед  за европейскими государствами Речь Посполитая вступила в эпоху Возраждения. Быстрыми темпами развивается образование. В дворянства в моду входит отправлять своих отпрысков учиться в престижные университеты Италии и Германии, после чего по возвращенны они начаналы передавать свои знания уже на родине.

   Не  смотря на то, что в XVI веке до Польши докатилась и движение церковной Реформации, благодаря тому что дворянство имело сильное влияние на церковь, государство избежало участия во внеевропейских религиозных войнах. Однако благодаря деятельности ордена иезуитов, католическая реакция на другие веры сильно изменяется в сторону гонений, что приводит к полонизациы той части населения, которая придерживается православной церкви. Вера, обычаи, и язык украинцев становятся признаком принадлежности к низшим слоям и для дворянства могут служить ни чем иным как, только объектом издевательств, насмешек и презрения.

Информация о работе Украинская государственность в литовско-польский период