Унитарная форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Данная исследовательская работа в области предмета теории государства и права посвящена форме государственного устройства, а конкретно унитарной форме правления. В начале, необходимо сказать, что форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.1

Содержание работы

Введение
Глава 1. Форма государства и его конституционно-правовая основа
1.1. Форма правления
1.2. Форма государственного устройства
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства
2.1. Понятие, признаки и виды унитарного государства
2.2. Унитарное государство Европы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Унит.форма гос. устройства.docx

— 53.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ 
ФГБОУ ВПО «Астраханский Государственный Университет»

 

 

 

Кафедра:

Теории и истории

государства и права

Дисциплина:

Теория государства и права

 

 

Курсовая работа

Унитарная форма государственного устройства

 

 

 

                                                                                       Выполнил:

                                                                                       студент 1 курса ЮФ

                                                                                       группа ЮР-11

                                                                 Сяснев Виктор 
                                                         Проверил:

                                                                    Ивашкович О.М.

 

 

 

Астрахань – 2014

 

 

План

 

Введение

Глава 1.     Форма государства и его конституционно-правовая основа

1.1. Форма правления

1.2.   Форма государственного устройства

Глава 2.     Унитарная форма государственного устройства

          2.1.   Понятие, признаки и виды унитарного государства

          2.2.   Унитарное государство Европы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная исследовательская работа в области предмета теории государства и права посвящена форме государственного устройства, а конкретно унитарной форме правления.  В начале, необходимо сказать, что форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.  Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.1

По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные и конфедерации. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Унитарным (лат. unitas – единство) называется единое государство, территория которого для удобства управления делится только на административно-территориальные единицы (области, районы, воеводства и т.п.), не обладающие признаками государства. Все эти территориальные единицы управляются из единого центра. В унитарном государстве создается единая централизованная структура госаппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства. К унитарным государствам относится: Великобритания, Греция, Франция, Литва, Испания, Боливия, Куба и многие другие.

Федерация (лат. — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.2 В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. В пример федеративного государства можно привести: Российская Федерация, США, Канада, Королевство Бельгия, ФРГ, Нигерия и др.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

При исследовании данной проблемы использовались следующие методы:

1.формально-юридический, для осознания видов государственного устройства, как с юридической точки зрения, так и с обывательской;

2.сравнительно-исторический, для изучения видов и признаков унитарного государства

3.сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей правового развития унитарной формы правления;

4.метод системного анализа, для изучения унитарной формы государственного устройства как системного элемента государств мира;

В соответствии с методами изучения  темы объектом данной работы является форма государственного устройства.

Предметом исследования является унитарная форма правления, его понятие и структура.

Цель курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Исходя из цели исследовательской работы, важно решить ряд задач.

Рассмотрение терминологического определения – унитарная форма государственного устройства, через определение ее понятия, изучить ее признаки и виды, а так же содержание.

Выделить принципы признаки и виды унитарного государства.

Общий итог проделанной работы, на основании выделенной проблематики, избранного метода исследования, проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Форма государства и его конституционно-правовая основа

 

    1. Форма правления.

 

Под формой правления3 понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними4. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

Монархией5 (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях6 вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии - категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха - конституции и парламента. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии - дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу - парламенту. С другой - сохранение поста главы государства в лице монарха является символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Уместно было бы в связи с рассматриваемым вопросом обратиться к актуальной в последнее время проблеме восстановления монархии в России. Думается, что возврат к этому историческому прошлому невозможен по двум причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату этой традиции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еще в конце XIX столетия.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.7

Степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому - эпоха дворцовых переворотов в России 1725-1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825г. и Николая II – в1917г.). Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).8

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является - высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.9

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.

Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве, представителей различных политических партий. Неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер). Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие).

Информация о работе Унитарная форма государственного устройства