Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 01:35, курсовая работа
Данная исследовательская работа в области предмета теории государства и права посвящена форме государственного устройства, а конкретно унитарной форме правления. В начале, необходимо сказать, что форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.1
Введение
Глава 1. Форма государства и его конституционно-правовая основа
1.1. Форма правления
1.2. Форма государственного устройства
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства
2.1. Понятие, признаки и виды унитарного государства
2.2. Унитарное государство Европы
Заключение
Список литературы
В отличие от парламентарных, президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens - букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных "сдержек и противовесов".
Смешанная (полупрезидентская) республика10 характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.
В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример - Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).
По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.
Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о республиках советского типа. Несмотря на то, что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств "социалистического" типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.
Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.11
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства.
2.1. Понятие, признаки и виды унитарного государства
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.15
Для характеристики территориальной
организации федеративного государства
чаще применяется термин «политико-территориальное
устройство», поскольку он подразумевает
наличие некоторой самостоятельности
у территориальных частей государства.
В то же время в отношении унитарного государства
чаще используется термин «административно-
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: 1)простая форма (унитарное государство); 2)cложная форма (федерация, конфедерация).
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются рамках данного института.
Отличительные признаки унитарного государства
1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
4. Наличие единого гражданства.
5. В состав УГ могут входить автономии, имеющие особый правовой статус (Испания (область басков), Италия (Сицилия, Сардиния))16
Виды унитарных государств
Простое унитарное государство
— в составе нет автономных образований,
территория такого государства либо вообще
не имеет административно-
Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
Информация о работе Унитарная форма государственного устройства