Экстерриториальная автономия
— право самостоятельно решать часть
вопросов государственной важности предоставлено
этническим меньшинствам (например, в
Словении таким правом пользуются итальянское
и венгерское меньшинства, в Македонии
— албанское).
Также в зависимости от степени
подчинения административно-территориальных
единиц унитарного государства центральным
органам власти выделяют:
Централизованное унитарное
государство — строгая субординация органов
местного самоуправления, которые формируются
из центра, их самостоятельность незначительна
(Монголия, Таиланд, Индонезия).
Децентрализованное унитарное
государство — органы местного самоуправления
самостоятельно формируются и управляются
населением, органам центральной власти
они прямо не подчинены, но подотчётны
(Великобритания, Швеция, Япония).17
2.2. Унитарное государство
Европы
Унитарное государство имеет
одну конституцию, одно законодательство,
одно гражданство, единую систему органов
государственной власти и управления,
одну судебную систему, единый бюджет
и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное
государство нередко называют единым
слитным, простым по своей структуре государством,
в отличие от федеративного государства
как сложного, составного, союзного, объединенного.
Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного
государства, от которого в реальной жизни
имеют более или менее существенные отклонения,
сближающие иногда такие разновидности
унитарного государства с федеративным.18
Простые унитарные государства
по своей территориальной структуре включают
в себя только обычные административно-территориальные
единицы. Если же унитарное государство
имеет на своей территории еще и особые,
автономные образования, то оно рассматривается
как сложное. Административно-территориальное
деление имеют практически все государства,
и лишь в крайне редких случаях (например,
Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании)
из-за особой малочисленности населения
и очень небольшой территории такое деление
отсутствует. Административно-территориальные
деления унитарного государства может
быть двухзвенным (например, провинции
– муниципалитеты в Нидерландах или области
– общины в Армении и Болгарии), трехзвенными
(например, область – провинция – коммуна
а Италии) и даже четырехзвенными (например,
регион – департамент – район – община
во Франции).
По характеру взаимоотношений
между государством в целом, высшими органами
государственной власти и управления
и его структурными частями, их органами
власти, управления и самоуправления унитарные
государства подразделяются на централизованные
и децентрализованные.
Степень централизации или
децентрализации унитарного государства
зависит от распределения полномочий
между центральными и местными уровнями
правительства, а также от разделения
полномочий между различными ветвями
власти. Децентрализация не есть федерализм.
Она может предоставлять территориям
широкую автономию, но без наделения законодательной
и судебной властью.
В свою очередь централизованные
государства по степени своей централизации
могут разграничиваться на крайнецентрализованные
или сверхцентрализованные, характерные
для недемократических стран, и умеренноцентрализованные
или демократически централизованные.
Точно так же децентрализованность унитарных
государств может быть достаточно высокой
и относительно слабой. В сверхцентрализованных
и централизованных унитарных государствах
обеспечивается вертикаль жесткого и
полного подчинения среднего и нижнего
территориального звена управления центру,
который назначает или утверждает своих
представителей для управления регионами
и местами (Индонезия, Таиланд, Польша,
Болгария и др.).
Для децентрализованных унитарных
государств характерны более или менее
широкая самостоятельность регионов и
мест в отношении центра, который либо
вообще не имеет назначаемых им представителей
в областях (регионах) и на местах, либо
имеет их лишь в среднем звене с ограниченной
компетенцией, наряду с действующим в
этом звене органом местного самоуправления
и широким местным самоуправлением в низшем
звене (Франция, Великобритания и др.).
Административно-территориальное
деление унитарной страны может прямо
закрепляться в ее конституции, а может
находить в ней косвенное отражение или
о нем может вовсе не идти речь в конституции.
Так, в конституции Испании содержится
целый раздел «О территориальном устройстве
государства», где подробно излагаются
общие принципы, конституционные основы
местной администрации и автономных сообществ.
В ст. 5 Конституции Италии говорится,
что единая и неделимая республика признает
местные автономии и содействует их развитию,
осуществляет самую широкую административную
децентрализацию, приводит принципы и
методы своего законодательства в соответствии
с требованиями автономии и децентрализации.
В специальной главе «Области, провинции
и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются
права и полномочия областей как автономных
образований, их перечень, а также статус
провинций и коммун как автономных территориальных
единиц более низкого уровня, возможность
подразделения территорий провинций на
округа «с исключительно административными
функциями для последующей децентрализации
(ст. 128, 129 и др.). 19
В Конституции Греции (ст. 101)20 указывается, что административное
деление страны производится, исходя из
геоэкономических, социальных и коммуникационных
условий и что государственная администрация
организуется на основе децентрализованной
системы. О провинциях и муниципалитетах
говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов
(ст. 123-132)21. В Конституции Португалии
речь идет об унитарном государстве, которое
«уважает в своей организации принципы
автономии местных органов власти и демократической
децентрализации государственного управления
( ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции
закрепляет статус автономных областей
и организацию местной власти.22
Примерами простых унитарных
государств, в которых нет автономных
образований, могут служить Индонезия,
Египет и Польша.
Административно-территориальное
устройство Индонезии включает 27 провинций
и особую столичную территорию г. Джакарты.
Во главе провинций находятся назначаемые
Президентом губернаторы и местные советы
народных представителей. Провинции подразделяются
на области (их около 300) во главе с главами
областей. В число областей включаются
и ряд крупных городов, возглавляемые
мэрами. Области в свою очередь разделяются
на районы (их более 3200) во главе с назначаемым
правительством чиновниками (чаматами).
Районы включают низовые территориальные
единицы (десы) во главе со старостами.
Административно-территориальное
устройство Египта включает 27 провинций,
каждая из которых подразделяется на округа,
а округа – на районы. Провинции возглавляет
назначаемый Президентом губернатор –
представитель исполнительной власти
страны, который в провинции возглавляет
ее административный орган – исполнительный
совет. Главы округов и районов назначаются
губернатором провинции. В деревнях и
городских кварталах в качестве государственных
чиновников выступают старосты деревень
и шейхи городских кварталов, избираемые
населением, но подчиняющиеся министру
безопасности. Наряду с органами государственной
власти на местах в стране имеется и система
органов местного самоуправления, представленная
местными представительными органами
– народными советами провинций, районов,
городов, деревень, избираемыми населением
соответствующих административно-территориальных
единиц. Но решающая роль в реальном управлении
не только страной в целом, но и на местах
принадлежит государственному управлению.
В Польше ст. 3 Конституции четко
определяет, что она есть «единое государство»,
а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное
устройство обеспечивает децентрализацию
публичной власти».23 Её политико-территориальная
структура включает 49 воеводств, включая
воеводство г. Варшавы. Воеводства как
среднее звено организации государственной
власти, осуществляющие деконцентрацию
власти центра, не имеют представительных
органов и управляются единолично воеводами,
назначенными Председателем правительства
и являющимися органами правительственной
администрации и представителями правительства
в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется
территориальное самоуправление, основной
единицей которого является община (гмина),
выполняющая публичные задачи, не закрепленные
за органами иных публичных властей и
иными единицами территориального самоуправления.
Воевода осуществляет надзор за деятельностью
органов территориального самоуправления.
Заключение
Подводя
итог, всему выше сказанному, важно заметить,
что исторически сложились три формы государственного
устройства: унитарное государство, федеративное
государство (федерация), конфедерация.
Огромное влияние на выбор формы
государственного устройства в
какой-либо стране оказывает
национальный состав страны.
Мононациональное общество тяготеет к
унитарному государству. Страны
многонациональные, с компактным проживанием
на определенной территории разных национальностей
- федеративному устройству. Также
на выбор формы государственного
устройства могут повлиять какие-либо
исторические события.
Унитарное государство, наиболее
распространенное в современном мире,
характеризуется единством конституции
и единством системы высших органов государственной
власти, высокой степенью централизации
управления всех административно-территориальных
единиц (департаментов, областей, районов
и т. п.) при отсутствии у них политической
самостоятельности. По степени зависимости местных
органов от центральных органов государственной
власти унитарное государственное устройство
может быть централизованным, децентрализованным
и смешанным.
Для централизованного характерно
то, что местное самоуправление отсутствует,
а во главе местных органов стоят назначенные
из центра чиновники. В децентрализованных
унитарных государствах местные органы
власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью.
Унитаризм исторически по сравнению
с феодальным дроблением на уделы,
княжества, иной партикуляризм – явление,
безусловно, прогрессивное, способствует
становлению единого рынка, развитию на
определенных этапах буржуазных экономических
отношений.
Список литературы
- Конституции Нидерландов от 17 февраля 1983г.
- Конституции Греции от 11 июня 1975г.
- Конституция Италии от 1 января 1948г.
- Конституция Польши от 2 апреля 1997г.
- Конституции Португалии от 2 апреля 1976г.
- Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А Проблемы теории государства и права. Учебник, - М. 2012
- Ильин И.А. Теория права и государства.
Издание 2-е, дополненное. – СПБ., 2012
- Лазарев В.В. Общая теория права
и государства. Учебник, - 2010
- Марченко М. Н.. Теория государства
и права в вопросах и ответах. Учебное
пособие. - М., 2009.
- Махнач В. Историко-культурное введение в политологию. Лекция 5. Формы государственной власти. Монархия и тирания. - М., 2009.
- Морозова Л.А. Теория государства
и права-4-е_издание. – СПБ., 2010
- Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность. - М., 2010.
- Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Уч.пособие. – Казань., 2010
- Чиркин В.Е. Основы государственной
власти - Учебное пособие., - СПБ. 2010
- Якушик В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. - М., 2010
1
Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы
теории государства и права. – Казань.,
2010 С.439
2
Чиркин В.Е. Основы государственной власти.
- СПБ. 2010 С. 149
3
Якушик В.М. Многообразие форм правления
// Философская и социальная мысль. - М.,
2010 С. 254
4
Марченко М. Н.. Теория государства
и права в вопросах и ответах. - М., 2009. С.341
5
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.
- М., 2010. С 612
6
Махнач В. Историко-культурное введение
в политологию. Формы государственной
власти. Монархия и тирания. - М., 2009. С. 231
7
Протасов В.Н. Теория государства и права.
– СПБ., 2011 С. 231
8
Чиркин В.Е. Основы государственной власти.
– М., 2010 С 255
9
Морозова Л.А. Теория государства и права.
– СПБ., 2010 С. 432
10
Алексеев С.С. Теория государства и права.
– М., 2010 С. 131
11
Ильин И.А. Теория права и государства.
– СПБ., 2012 С. 342
12
Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А Проблемы
теории государства и права. – М., 2012 С.231
13
Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы
теории государства и права. – Казань.,
2010 С.431
14
Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы
теории государства и права. – Казань.,
2010 С.435
15
Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А Проблемы
теории государства и права. - М. 2012 С. 348
16
Лазарев В.В. Общая теория права и государства.
- 2010 С. 409
17
Чиркин В.Е. Основы государственной власти.
- СПБ. 2010 С. 239
18
Чиркин В.Е. Основы государственной власти.
- СПБ. 2010 С. 144
19
Конституции Италии от 1 января 1948г.
20
Конституции Греции от 11 июня 1975г.
21
Конституции Нидерландов от 17 февраля
1983г.
22
Конституции Португалии от 2 апреля 1976г.
23
Конституция Польши от 2 апреля 1997г.