Унитарные государства в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.
Унитарные государства:
- одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;
- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Содержание работы

Введение
1. Унитарная форма государственного устройства
1.1 Понятие и характеристика унитарного государства
1.2 Современные черты унитарного государства
2. Унитарные государства в современном мире
2.1 Унитарное государство Европы
2.1.1 Территориальная (областная) автономия
2.2. Унитарные государства стран СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Унитарная форма государственного устройства.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

1. Унитарная форма государственного устройства

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства

1.2 Современные черты унитарного государства

2. Унитарные государства  в современном мире

2.1 Унитарное государство Европы

2.1.1 Территориальная (областная) автономия

2.2. Унитарные государства стран СНГ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное  и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

- одна система высших  органов представительной, исполнительной  и судебной власти;

- одна конституция,  финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

- наличие местных органов  власти, не обладающих признаками  суверенитета.

Присущая всем унитарным  государствам централизация может  проявляться в разных формах и  разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько  шире, чем у населения обычных  административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий  допускается только в пределах, установленных  центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению  с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого  рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных  государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

 

 

 

1. Унитарная форма государственного устройства

 

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства

 

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру  государства, как образования, имеющие  черты, отличающие его от любого другого  образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Подавляющее большинство  стран мира (около 85%) избрало унитарную  форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и  Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них  ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных  статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Так, например, в начальных  статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана  и др. прямо говорится об их унитарном  характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. — о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Унитаризм пришел на смену  феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению у прогрессу развития государственности.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

В юридической литературе четко определенно понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, “unitas” — один, единство. Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве  высока степень централизованного  руководства и регулирования  жизни государства в целом  и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Центр старается не подменять  местные органы и не вмешиваться  в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном  государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов».

 

 

1.2 Современные черты унитарного государства

 

В результате исторической эволюции сложились современные  унитарные государства. Каждое из них  в государственно-территориальном  устройстве имеет свои особенные  черты.

Особенности унитарного государства.

1. Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.

2. Такое государство  имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру.

3. Оно имеет единую систему законодательства.

4. Для унитарного государства характерна единая система налогообложения.

5. В таком государстве  существует единое гражданство.

6. Это государство  имеет единый центр представительства  в международных отношениях.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные  части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

По степени их зависимости  от центральных органов унитарное  государственное устройство может  быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

В децентрализованных унитарных  государствах местные органы государственной  власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в  решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные  системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Местное самоуправление в Японии практически не зависит  от центральных органов. В префектурах  управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются  в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В-четвертых, унитарное  государство, на территории которого проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

В-пятых, в унитарном  государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.

 

 

2. Унитарные государства в современном мире

 

2.1 Унитарное государство Европы

 

Унитарное государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное государство нередко называют единым слитным, простым по своей структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного, составного, союзного, объединенного. Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеют более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности унитарного государства с федеративным.

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции – муниципалитеты в Нидерландах или области – общины в Армении и Болгарии), трехзвенными (например, область – провинция – коммуна а Италии) и даже четырехзвенными (например, регион – департамент – район – община во Франции).

По характеру взаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Степень централизации или децентрализации унитарного государства зависит от распределения полномочий между центральными и местными уровнями правительства, а также от разделения полномочий между различными ветвями власти. Децентрализация не есть федерализм. Она может предоставлять территориям широкую автономию, но без наделения законодательной и судебной властью.

Информация о работе Унитарные государства в современном мире