Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:40, контрольная работа
В теории государства и права идея правового государства и гражданского общества всегда являлась и является одной из самых важных, гуманных и перспективных государственно - правовых идей. Отнюдь не случайно поэтому проблемы правового государства всегда волновали передовых людей - прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Что такое правовое государство? Когда появилась идея правового государства и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? Эти вопросы практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов и суждений, и даже от того, как они называли такое государство - государством закона, государством справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Введение
1. Понятие и принципы правового государства.
2. Развитие идеи правового государства в России.
3. Условия формирования правового государства в России.
Заключение
ПЛАН:
Введение
1. Понятие и принципы правового государства.
2. Развитие идеи правового государства в России.
3. Условия формирования правового государства в России.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В теории государства и права идея правового государства и гражданского общества всегда являлась и является одной из самых важных, гуманных и перспективных государственно - правовых идей. Отнюдь не случайно поэтому проблемы правового государства всегда волновали передовых людей - прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Что такое правовое государство? Когда появилась идея правового государства и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? Эти вопросы практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов и суждений, и даже от того, как они называли такое государство - государством закона, государством справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.1
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманистичности самой его идеи, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
На мой взгляд, идеи правового государства и гражданского общества необходимы, важны, актуальны сегодня. Они позволяют сказать о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее и ориентируют на правильные практические действия. 2
1.Понятие и
принципы правового
В современной научной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантными в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона); другие – государственный суверенитет народа; третьи – разделение ветвей власти; четвертые – основные права человека; пятые – отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к сущности правового государства.
Так, правовое государство, по В.Ф. Яковлеву, - это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В.Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма.
В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. Так, по В.С. Нерсесянцу, правовое государство – это специальная государственно – правовая конструкция новейшего времени, особая модель реализации идеи господства права в публично – политической сфере, специальная, новая форма развитой правовой организации публично – политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прав и свобод гражданина. Как видим, правовое государство – это своеобразный феномен, который представляет собой сложную, многофакторную систему. 3
В отечественной литературе остались без внимания и такие понятия, как рассмотрение правового государства в формальном, материальном и техническом аспектах, то есть в тройном смысле.
Так, в формальном значении правовое государство является государством, в котором законы реализуются по единообразно предусмотренному порядку, предначертанному в писаной конституции, при котором все ветви государственной власти, особенно исполнительная власть и правосудие, осуществляются только согласно букве (а не духу) закона. Такое «правовое» государство характеризуется игнорированием сущностных, содержательных признаков государства и права, в частности общечеловеческих ценностей, мировых общепризнанных стандартов (демократизма, нравственности, справедливости, свободы, равенства, гуманизма, прав человека).
К материальному же принципу правового государства относятся: институт гарантии человеческого достоинства, институты свободы и равенства как решающие границы, которыми связана государственная власть, включая и ее законодательную ветвь. Кроме того, сюда же относится уже названный ранее принцип соразмерности, то есть институт запрета чрезмерности государственного действия, запрета вмешательства в дела гражданского общества.
Если рассматривать правовое государство как чисто инструментальную структуру, как систему искусственных правовых приемов, при помощи которых регулируется упорядоченная система защиты прав и свобод личности, то принцип правового государства будет сужен только лишь до технического принципа. Фактически же речь в данном случае идет о юридической технике правотворчества и правоприменения.
Таким образом, правовое
государство – это государство,
в котором правовыми
В.К.Бабаев приводит следующее
определение правового
Смысл, сущность, предназначение правового государства познаются глубоко не через определение его понятия, а через его принципы, тем более что нет универсального определения понятия правового государства. Все они в какой –то степени отражают его сущностные черты, но не представляют собой завершенную юридическую конструкцию, которая бы емко, масштабно, всеохватывающе выражала его основные характерные черты и основные принципы.
Рассмотрим более подробно основные принципы правового государства.
Следует выделить прежде всего такую особенность как верховенство закона. В соответствии с данным признаком, или принципом, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается в прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагают установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого воздействия на общественные отношения.
Было бы упрощением полагать, что в условиях правового государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов, содержащихся в них положений. Нельзя, в частности, обойтись без подзаконных актов при реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или в процессе реализации права на образование. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не одного, пусть самого авторитетного, фундаментального акта, каким является конституционный закон, а системы взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем предписания актов.
Следовательно, речь идет не о том, должны или не должны быть в правовом государстве наряду с законами подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали количественно и качественно в общей системе нормативно – правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали суть самих законов. В России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, удельный вес подзаконных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы к созданию правового государства неизбежно останутся всего лишь призывами.
Среди других особенностей правового
государства укажем на такие, как
полная гарантированность и
Однако всегда ли это имело место и имеет место? Возьмем для примера нашу страну. Гарантировалось ли раньше и гарантируется ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Но далеко не в отношении всех граждан. Это становится очевидным особенно тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на получение образования, медицинское обслуживание.
По действующей Конституции России, «в российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч.1 ст.17). Конституция провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ч.2 ст19).
В то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как и раньше, «рядовой» гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех в случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.
Отнюдь не случайно во многих средствах массовой информации, в научной и популярной литературе и даже в некоторых официальных документах именно эти уродливые явления общественной жизни, сопровождающиеся порой диктатом, административным произволом в экономике, социальной и других сферах, равнодушием к правам и нуждам людей, пренебрежительным отношением к общественному опыту масс, обращается особое внимание.
При таком положении дел, когда у государства в лице различных его органов и у множества чиновников преобладают привилегии и права, а у «рядовых» граждан – преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли, да и сейчас несут всяческие «повинности» и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его органы или чиновники за многие свои деяния, включая катастрофические по своим последствиям, фактически никак ни перед обществом, ни перед его гражданами не отвечают.
Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Что это означает? В чем суть этого принципа?
Разделение властей – принцип, исходящий из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду.
Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
Следует заметить, что теория разделения властей далеко не нова. Первые ростки ее появились уже на начальных стадиях развития государства. Так, еще древнегреческий историк Полибий (200 – 120 гг. до н.э.) восхищался системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перешивала другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля».
Значительное развитие теория разделения властей получила в Средневековье. Особо выделяются здесь, как уже было отмечено, взгляды английского философа – материалиста Дж. Локка и французского философа Ш. Монтескье.
Информация о работе Условия формирования правового государства в России