Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:25, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в значимости работ Макса Вебера при освещении многих вопросов политологии, а так же социологии и философии, которые являются злободневными и в наше время. Вопрос взаимоотношений политических лидеров, бюрократии и народа сохраняет свою актуальность и по сей день. Этим и объясняется интерес к веберовским идеям, которые находятся сейчас в центре внимания политологической мысли, т.к. они раскрывают некоторые сущностные связи между основными действующими субъектами политического процесса.
Введение 3
Глава 1. Легитимность как предмет политико-социологических исследований 5
Глава 2. Методологические основы исследования М. Вебером вопросов легитимности власти 10
2.1. Концепции рациональной бюрократии 10
2.2. Типы легитимности политической власти 12
2.3. Политика как призвание и профессия 17
Глава 3. Проблема легитимности 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Легитимность
как предмет политико-
Глава 2. Методологические основы исследования М. Вебером вопросов легитимности власти 10
2.1. Концепции рациональной бюрократии 10
2.2. Типы легитимности политической власти 12
2.3. Политика как призвание и профессия 17
Глава 3. Проблема легитимности 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность данной работы состоит в значимости работ Макса Вебера при освещении многих вопросов политологии, а так же социологии и философии, которые являются злободневными и в наше время. Вопрос взаимоотношений политических лидеров, бюрократии и народа сохраняет свою актуальность и по сей день. Этим и объясняется интерес к веберовским идеям, которые находятся сейчас в центре внимания политологической мысли, т.к. они раскрывают некоторые сущностные связи между основными действующими субъектами политического процесса.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере изучения вопроса легитимности власти М.Вебера.
Предметом исследования выступает теория легитимности власти Вебера.
Целью данной работы является изучение концепции легитимности Вебера, ее анализ и своевременность для нашей страны.
Задачи работы:
1. Выявить особенности изучения понятия легитимности;
2. Проанализировать
3. Дать характеристику проблемам легитимности власти.
Методологической основой
исследования является система различных
методов, логических приемов и средств
научного познания. В рамках диалектической
теории применялись как общенаучные,
так и частно-научные методы исследования:
историко-правовой, формально-логический,
формально-юридический, метод научной
дедукции, нормативно-правового и
сравнительно-правового
Теоретическую базу исследования составляют идеи, концептуальные положения, научные обобщения в области государственного управления, административного права, проблем административной реформы и реформы государственной службы.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Эффективность власти во многом находится в зависимости от ее легитимности. Правомочность (legitimus с лат. – гармоничный с законами, обоснованный) значит признание обществом законности имеющихся институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком значении понятие легитимности охарактеризовывает справедливость власти.
История понятия легитимность восходит к Средним векам, когда оно означало единодушие с обыкновениями и в большей степени трактовалось как преимущество верховных должностных лиц действовать сообразно традициям. Но в течение всей истории населения земли вплоть по Нового времени определяющую роль в данном отношении играли мифология и вероисповедание, которые доказывали священное возникновение власти и богоизбранности того либо другого народа. Идея собственного великолепия и богоизбранности была отличительна и для американцев, одним из важных компонентов государственного сознания которых считается уверенность в особенном пути становления Америки и ее роли в мировой истории. Светские и духовные вожди американского государства представляли дело таким образом, будто народ данной страны реализовывает мысль священного провидения – выстроить «град на холме», который станет изображать высший этап становления человечества и лучшую последнюю надежду всех людей1.
В научный обиход термин легитимность ввел Макс Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Власть, как показал исторический опыт, не может существовать без данных факторов. Многие могущественные мировые державы, которые казались вечными и незыблемыми, становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Особенно показателен в этом отношении СССР, который, несмотря на внешнюю монолитность, фундаментальность, распался в одночасье, потому что народ утратил веру в его легитимность.
М. Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не столько благодаря законодательным нормам, как благодаря мощному воздействию легитимности. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится добровольное признание власти подчиненными. Государственная власть не может долго опираться на грубую силу полицейского аппарата принуждения и армии. Как высказывался Шарль Морис Талейран: «Штыки хороши всем, кроме одного, на них нельзя сидеть». Такая власть не может быть в длительной перспективе социально эффективной, ибо «управляемые» с помощью силы внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть, прежде всего, легитимной.
Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.
Легитимность может
Прежде всего, только высокий
уровень легитимности власти позволит
реформаторам исполнять широкомасштабные
преображения. Но конкретно в переходные
периоды преобладает
Средства поддержания легитимности власти:
1. изменение законодательства
в соответствии с новыми
2. стремление опираться
на традиции при проведении
государственной политики и
3. поддержание в обществе законности и правопорядка;
4. мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д.
Показателями легитимности являются:
1. уровень принуждения,
который, как правило,
2. наличие силовых попыток свержения правительства;
3. сила проявления гражданского повиновения;
4. объективные и открытые
результаты выборов и
5. наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др.
Исторически сформировались три уровня легитимности: идеологический, структурный, персональный.
Идеологический уровень легитимности подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. Основа – идеологические ценности.
Структурный уровень правомочности власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – специфические политические структуры.
Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основа – личный авторитет правителя.
Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.
В современных системах легитимизации
в той или иной мере сохраняют
актуальность все названные Вебером
типы. Например, одной из опор, на которых
держится английская политическая система,
являются традиционные институты власти
и палата лордов. Еще большее значение
для ее сохранения и эффективного
функционирования имеют начала рациональной
организации, право, законность, парламентаризм
и др. В определенных условиях в
общественном мнении прочность прерогатив
правительства может быть усилена
харизмой политического руководителя
(например – М. Тэтчер). Проблема легитимности
– это в значительной мере проблема
участия общества в управлении государством.
Неспособность системы
Делегитимация – потеря доверия, лишение власти общественного кредита. Главными факторами ее считаются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей верхушки, возрастание коррумпированности и бюрократизации в сообществе, национализм, народный сепаратизм в многонациональных странах, происхождение внутри правящей верхушки острых социальных противоречий. Безответственность отдельных политических управляющих, несоответствие между ожиданиями разных социальных групп и настоящими результатами общественной политики, коррупция и т. д. – все это имеет возможность привести к потере властью легитимности.
Подчеркнем, что правомочность
представляет собой действо политическое,
а легальность – юридическое.
Легальность носит рациональный
характер, так как базируется на
аргументированное
Полагают, что в нашей стране сейчас бюрократический аппарат управления развит особенно сильно. Настолько сильное его развитие началось еще со времён СССР. Бюрократия очень сильно укрепилась за время своего существования, бюрократический аппарат постоянно разрастается, и это довольно сильно усложняет жизнь обычным людям.
Свои теоретико-
Как считал Вебер, правовое государство является воплощением рациональности, его основой является рациональное взаимодействие интересов граждан, а также подчинение их закону и общепринятым политическим и моральным ценностям. Основой развития правового государства являются целерациональные и ценностно-рациональные действия управляющих и управляемых. Бюрократию Вебер считал техническим механизмом, который позволяет осуществлять управление, которое основано на целерациональных действиях, при этом он отмечал, что остальные управленческие альтернативы всегда предполагают некомпетентность и иррациональность.
Создавая безупречную модель бюрократии, он видел её как совокупность индивидов, которые выполняют рациональные действия, с целью достижения результатов, имеющих общественную полезность и значимость. Вебер был уверен, что в рационально-организованном обществе управлять обязаны только люди, имеющие специальную подготовку и образование, т.е. компетентные в данной области. Тогда от них можно ожидать целерациональных действий, а значит и эффективного управления государством. По мнению Вебера рациональная бюрократия является воплощением рациональной формы всякой организации общества, обладающей следующими основными чертами: