Виды и формы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института». Каковы же эти признаки?

Содержание работы

Глава 1. Введение. Понятие и признаки государства 3
Глава 2. Форма государства 8
Глава 3. Форма правления и его разновидности. 10
3.1. Монархия 10
3.2. Республика 13
Глава 4. Форма государственного устройства и его виды 18
4.1. Унитарное 18
4.2. Федеративное 19
4.3. Конфедеративное 20
Глава 5. Политико правовой режим государства 22
5.1. Антидемократические режимы 22
5.2. Демократические режимы 23
5.3. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима..............................................................................................24
Глава 6. Форма государства РК, характерные черты..........................................26
Список использованных источников: 27

Файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Западно-Казахстанский  государственный медицинский университет 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Виды и формы государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Группа 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

 

Глава 1. Введение. Понятие и признаки государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор  философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка,  усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получила определение  государства как совокупность людей, территории,  занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги  выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты  государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие –  с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным  понятием и историки психологической  теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал  Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между  ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Трудности выработки  дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам и союзам, которые исторически предшествовали современному государству».

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему  классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону,  указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института». Каковы же эти признаки?

          Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в  которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения  сопряжено не только возникновение  государства, но и начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство»  и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных  организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население  страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть  населения, создаются добровольно  по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: 1) универсальность  ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Самостоятельность и  независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе  и бывших социалистических государствах государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

Неразрывная связь государства  и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

 

Глава 2. Форма государства

Типология государств тесно  связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного  типа государства устанавливаются  на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

     Четкого  соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут  встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

      Серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень  народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 

  ФОРМА ГОСУДАРСТВА  -  такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.                                                  

Отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

 При этом форма  правления отвечает на вопрос  о том, кто и как правит, осуществляет  государственную власть в государственно  устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.

       Форма  устройства  раскрывает способы  объединения  населения на  определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет свое социальное назначение.   

   В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

     Еще Платон  и Аристотель пытались объяснить  разнообразие форм организации  и осуществлении государственной   власти в Древнем мире. Так,  Аристотель выделил несколько  форм правления: республику, монархию, деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов государства.

         На протяжении столетий Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развитии.

Информация о работе Виды и формы государств