Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.
Введение……………………………………………………………………... 3стр.
Глава I. Происхождение государства……………………………………… 4стр.
1.1. Город-государство как протогосударство …………………………….4стр.
12. Город-государство как форма организации общества ………………...6стр.
Глава II. Восточный путь возникновения государства …………………...7 стр.
2.1. Древний Египет …………………………………………………………9стр.
2.2. Древний Вавилон ………………………………………………………11стр.
2.3. Древняя Индия …………………………………………………………13стр.
2.4. Древний Китай …………………………………………………………17стр.
Глава III. Западный путь возникновения государства …………………...20стр.
3.1. Древняя Греция ………………………………………………………...22стр.
3.2. Древний Рим ……………………………………………………………25стр.
Заключение…………………………………………………………………..30стр.
Библиографический список ………………………………………………..32стр.
С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями и правом. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя, рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти.
Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрании и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.
Во многих греческих городах-государствах
окончательному утверждению демократического
строя предшествовала узурпация
власти единоличными правителями-тиранами,
обычно выходцами из аристократической
среды, но использующими свою власть
для подрыва старых аристократических
и патриархальных порядков, для защиты
интересов широких слоев
К VI-V вв. до н.э. на первый план
среди нескольких сотен древнегреческих
полисов выдвигаются два
Причиной гибели древнегреческой
государственности, в частности
Афин, ставших идеалом
К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республики, превратившуюся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.
3.1. Древняя Греция.
История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.
Развитие производительных
сил, социально-экономическая
*Ф. Энгельс - (28.11.1820 — 5.08.1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство
возникло на территории Аттики. Собственно
образование государства
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Солоном* и Клисфеном**.
Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны. С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.
*Солон (м.д. 640 и 635 — ок 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
**Клисфен - афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана из знатного рода Алкмеонидов.
В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Спартанское государство
возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером
рабовладельческой
К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали исключительное
положение в государстве. Своим
возвышением эфоры обязаны
Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.
Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.
Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартиаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.
Периэки - были лично свободными,
политическими правами не пользовались,
но в других отношениях были правоспособны.
Могли приобретать
Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
3.2. Древний Рим.
На холмистом берегу Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.
Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии".
Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались "отцами" - patres.
В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.
Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором - 75.000 ассов;
- в третьем - 50.000 ассов;
- в четвертом - 25.000;
- в пятом - 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.
Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.
Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.
Сервий Туллий допустил в
войско и плебеев, наделив их некоторыми
политическими правами
Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.
На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.
Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.
После падения царской власти и образования республики оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно - государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.
Информация о работе Властные институты в раннеклассовых обществах