Внешние функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – попытаться глубже изучить и понять социальную и политическую сущность государства, взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних функций государства и методов их осуществления.
Задачи: рассмотреть суть и значение функций государства, дать классификацию функций государства, изучить внешние функции государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2 с.
Глава 1. Общие понятия о функциях государства
1.1 Понятие и сущность государства…………………………………………5 с.
1.2 Классификация, содержание, эволюция функций государства…………9 с.
Глава 2. Основные внешние функции государства и их реализация
2.1 Политическая функция……………………………………………………16 с.
2.2 Экономическая функция………………………………………………….20 с.
2.3 Функция обороны страны………………………………………………...27 с.
2.4 Функция охраны мировой окружающей среды…………………………32 с.
Заключение…………………………………………………………………..36 с.
Библиография……………………

Файлы: 1 файл

внешние функции государства.docx

— 75.64 Кб (Скачать файл)

Были  заключены многосторонние соглашения для регулирования международной  торговли отдельными сырьевыми товарами ( по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу и цинку). Целью таких соглашений является: смягчение резких колебаний мировых цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложений при помощи закрепления за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен, создания систем «буферных» запасов.

Присоединение России к Соглашению о создании ВТО  отвечает ее интересам и будет  способствовать росту авторитета и  роли Российской Федерации в международных  экономических организациях.

В 1960 году на конференции в Багдаде двенадцатью  странами-экспортерами нефти была создана  специализированная организация –  ОПЕК (Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ). Цели: использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти; защита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов; обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран-потребителей; обеспечения охраны окружающей среды.

При ООН  в 1945 году создано специализированное учреждение по продовольствию и сельскому  хозяйству (ФАО). В составе 174 государства-члена  и Европейский Союз. Цели: содействие развитию производства, переработки, сбыта  и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; повышение  уровня жизни сельского населения; улучшение питания людей и  ликвидация голода; содействие капиталовложениям  в сельское хозяйство; передача технологий развивающимся странам и содействие развитию в них сельскохозяйственным исследованиям; оказание помощи в чрезвычайных ситуациях.

Организовано  международное сотрудничество и  по защите интеллектуальной собственности, которое обеспечивает за рубежом  охрану прав на интеллектуальную собственность. Координация международных деятельности в этой области осуществляется специализированным учреждением ООН – Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме (Швеция) 156-ю странами.

Также в рамках ООН созданы специализированные организации по всем видам транспорта: и по гражданской авиации, и по железнодорожному транспорту, и по морскому транспорту, и по автомобильному транспорту в целях содействия развитию международных перевозок, осуществления сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, касающимся международной торговли.

Объединением  капиталов создаются крупные  международные экономические компании (корпорации). Компания, владеющая производственными  подразделениями в нескольких странах, на зарубежную деятельность которой  падает 25-30% ее общего объема является Транснациональной компанией (далее ТНК). Например, «Адидас» – промышленная компания Германии, специализирующаяся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря основана в 1948 году. Имеет восемь предприятий в Германии и свыше 25 дочерних фирм в других странах, в том числе во Франции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР.

«АСЕА – БРАУН, БОВЕРИ» – швейцарская  промышленная компания, крупнейшая в  мире по производству электротехнической продукции основана в 1988 году путем  объединения швейцарской электротехнической и электронной компании «Браун, Бовери и К°» и шведской электротехнической и машиностроительной фирмы «АСЕА». Имеет заводы, научно-исследовательские центры и отделения в 140-а странах.

«Даймлер – Бенц» – промышленная монополия Германии, основана в 1926 году как автомобильная компания. В 1984 году приобрела авиа ракетную компанию «Дорнье», в 1986 году – крупную электротехническую фирму «АЭГ», в 1988 году – авиакосмическую компанию «Мессершмидт – Бёлков – Блом» и т.д.5

Из 100-а  больших экономик в мире 52-е –  Транснациональные корпорации. В  целом ТНК обеспечивают 50% мирового промышленного производства. На долю ТНК приходится более 70% мировой  торговли. Очень большие ТНК имеют  бюджет, превышающий бюджет некоторых  стран. ТНК оказывают большое влияние в регионах, так как имеют огромные финансовые средства, обширные связи с общественностью, политическое лобби, очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов.

ТНК –  это не только производственные компании, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые и аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

Для того, чтобы побудить ТНК начать работу в стране, правительства предлагают им некоторые льготу – налоговые, правительственные субсидии, слабое трудовое или экологическое законодательство. Однако во многих странах, чтобы избежать неконкурентоспособность национальных компаний, законодательные органы власти выпускают законы, ограничивающие действия как крупных национальных производителей, так и, прежде всего, ТНК (антимонопольное регулирование), чтобы процесс глобализации шел более гладко и безболезненно (например, Канада, Россия и др.).

Экономическое сотрудничество осуществляется более  эффективно в рамках сообщества тех  государств, которые территориально связаны друг с другом, например, Европейский Союз. Одним из критериев  вступления государств в ЕС наличие  в стране конкурентоспособной рыночной экономики, признание общих правил и стандартов. ЕС – это крупнейший в мире экономический блок с население 325 млн. человек, представляет собой  единый рынок, в ВТО представлен  в качестве единой организации. В 2009 году по данным МВФ произведено валового продукта на сумму свыше 12,256 трлн. евро (16,523 трлн.  долларов США).

Согласно  Договора создан Европейский Инвестиционный банк на базе капитала предоставленного странами-членами, наделен функциями коммерческого банка; функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

Экономические отношения между ЕС и США в 2010 году предполагают реализацию плана  по созданию «Нового трансатлантического  рынка», суть которого беспошлинная торговля услугами между странами ЕС и США, а также отмена тарифов в торговле промышленными товарами.

В валютно-финансовой сфере международное сотрудничество осуществляется в рамках специализированных учреждений ООН – Международный  Валютный Фонд (МВФ) и Международный  Банк Реконструкции и Развития (МБРР). В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции Бреттон Вуде были основаны МВФ и МБРР. Необходимость создания таких финансовых учреждений диктовалось обеспечением необходимых условий для взаимных валютных расчетов и платежей, кредитования. В рамках межгосударственного валютно-финансового сотрудничества важное значение имеют многочисленные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, во избежание двойного налогообложения.

Финансовые  средства банков образуются из взносов  стран-членов, из займов на международных  рынках ссудного капитала и банковской прибыли. Деятельность МБРР ориентирована  в основном на страны Азии, Африки, Южной  Америки.

СССР  отказался быть участником МВФ и  МБРР. Советское правительство опасалось  того, что большое влияние, которое  имели США (17% голосов) и Великобритания (4,95% голосов), что позволяло им блокировать  любое решение фонда, и начало «холодной войны» не позволят в должной  степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Россия  вступила в члены МВФ (2,74% голосов). Членам МБРР Россия стала в 1992 году, ее квота составляет 3% от общей суммы  капитала – 333, 2 млн. долларов США. От МБРР получен кредит на финансирование проекта  реформирования ЖКХ в сумме 200 млн. долларов.

Основными направлениями деятельности МБРР являются предоставление займов развивающимся  странам на создание инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров.

2.3. Функция обороны занимает особое место в системе внешних функций государства, так как обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, самостоятельность государства на международной арене, защищает его население и территорию, создает возможность осуществлять независимую внешнюю политику, провидения взаимовыгодного сотрудничества на равноправных основах во всех сферах деятельности с другими государствами.

На всех этапах развития государственно-организованного  общества приходилось защищаться от внешних посягательств на независимость  страны, ее суверенитета и территориальной  целостности. В древнем мире и  в средние века для обороны  использовали укрепленные города, крепости, замки. С оснащением армий (с XIV-XV вв.) огнестрельным оружием началось строительство полевых оборонительных укреплений, в основном земляных. В настоящее время уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия достиг очень опасной высоты, что при определенных условиях  (например, стремление какого-либо очень развитого государства к мировому господству) может привести к третьей мировой войне, а в результате к мировой катастрофе. Учитывая это, взаимодействия мирового сообщества в оборонной политике направлены на сокращение ядерных и обычных вооружений, исключение из оборонных средств каждого государства химического, биологического, бактериологического и других видов оружия массового поражения. При ООН создан Совет Безопасности цель которого – поддержание международного мира и безопасности, его решениям должны подчиняться все члены-государства ООН. Большинство современных государств приняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в оптимизации сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или объединения государств. Так, в «Концепции национальной безопасности Российской федерации» закреплено положение о том, что Россия в предотвращении вооруженных конфликтов отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам6.

Функция обороны страны емка и многогранна. Она содержи в себе всю систему  государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных  сил как в мирное, так и в военное время. Основой государственного управления обороны и безопасности закреплены соответствующими законами правовыми нормами каждого государства. Так, по Конституции РФ основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, оно же решает вопросы оборонного производства, определяет порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производства ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.7

В бюджете  каждого государства выделяется статья по обеспечению обороны страны. Так, в бюджете США на 2008 год  на оборону заложено 648,8 млрд. долларов, кроме того на войну в Ираке  и Афганистане дополнительно  заложено 128 млрд. долларов, в 2009 году соответственно – 612 млрд. долларов и 70 млрд. долларов.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, дипломатическими, политическими и  военными средствами. Оборонная деятельность государства складывается из 5-и  основных направлений.

  1. Укрепление оборонной мощи страны.

Только  развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что  позволяет производить все необходимое  для укрепления оборонного потенциала страны, сможет обеспечить обороноспособность государства. Современная экономика  развитых стран вкладывает достаточно средств в развитие военной промышленности, в производство новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и других компонентов оборонного потенциала страны.

  1. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности.

Основу  обороны любой страны составляет государственная военная организация  – вооруженные силы страны. Так, в Российской Федерации кроме  армии общего назначения создаются  и другие воинские формирования, выполняющие  задачи военной безопасности и в  случае необходимости привлекаемы  к обороне страны: пограничные  войска РФ, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной  связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Цель создания военных организаций –  выполнение задач государственного управления в сфере обороны и  безопасности.

Для выполнения поставленных задач перед вооруженными силами, каждое государство создает  соответствующие условия с тем, чтобы его армия была мощной, мобильной, располагала современными средствами защиты, профессионально использовала все виды техники и оружия, имела  высокую боеспособность и боеготовность, и, что очень важно, действовала  в режиме законности и положений  международного права.

Большинство стран организовывает следующие  разновидности обороны: общевойсковая, противовоздушная, противоракетная, противокосмическая, противотанковая, противоартиллерийская, противолодочная и т.д.

Информация о работе Внешние функции государства: понятие, классификация