Внешние функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – попытаться глубже изучить и понять социальную и политическую сущность государства, взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних функций государства и методов их осуществления.
Задачи: рассмотреть суть и значение функций государства, дать классификацию функций государства, изучить внешние функции государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2 с.
Глава 1. Общие понятия о функциях государства
1.1 Понятие и сущность государства…………………………………………5 с.
1.2 Классификация, содержание, эволюция функций государства…………9 с.
Глава 2. Основные внешние функции государства и их реализация
2.1 Политическая функция……………………………………………………16 с.
2.2 Экономическая функция………………………………………………….20 с.
2.3 Функция обороны страны………………………………………………...27 с.
2.4 Функция охраны мировой окружающей среды…………………………32 с.
Заключение…………………………………………………………………..36 с.
Библиография……………………

Файлы: 1 файл

внешние функции государства.docx

— 75.64 Кб (Скачать файл)
  1. Охрана государственных границ.

Функция охраны государственных границ выполняется  пограничными войсками (в РФ – органами Федеральной пограничной службы) в пределах приграничной зоны, а  также Вооруженными силами (в РФ – войсками ПВО и ВМФ) – в  воздушных пространствах и подводной  среде. Цель охраны государственных  границ – обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства. Например, в нашей стране принят «Закон о государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 года № 4730-1.( для справки: протяженность границ России – 60 тыс. км). Подавляющее большинство государств контролирует пересечение своих границ. При легальном пересечении человек проходит визовый, паспортный и таможенный контроль. Границы между государствами, входящими в Шенгенское Соглашение открыты, то есть контроль на границах отсутствует.

  1. Организация гражданской обороны.

Одной из важных функций государства является организация и ведение гражданской  обороны, составляющая часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В целях противостояния возможному нападению извне и  обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время  страны проводят ряд оборонных мероприятий  в мирное время – создание специальных  защитных сооружений, проведение спасательных и восстановительных работ. Эта  деятельность предусматривает эвакуацию  жителей из населенных пунктов, по которым  наиболее вероятны удары оружием  массового поражения. Общее руководство  гражданской обороны в стране возложено на Правительство. Начальником  гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ.

  1. Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).

После окончания установленного срока  воинской службы военнообязанные лица уходят в запас, оставаясь на воинском учете. Такие лица составляют резерв вооруженных сил. Например, численность  вооруженных сил США составляет 1447 тыс. человек, кроме того резерв – 1711 тыс. человек, в Англии соответственно 214 тыс. человек и 378 тыс. человек.8

Во многих странах государством организовывается периодическая военная переподготовка резервов, что позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным  личным составом. Также государство  организует вневойсковую подготовку в  средних и высших учебных заведениях, где функционирует военная кафедра.

Функция обороны страны тесно связана  с другими функциями государства. Эффективная экономическая деятельность страны обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, позволяет осуществлять строительство  военных объектов, проводить военно-научные  исследования. Удовлетворение социальных нужд и потребностей военнослужащих и их семей ( охрану здоровья, обеспечение жильем, предоставление времени и места для отдыха, предоставление коммунальных услуг, пенсий на общегосударственном уровне и др.) обеспечивается взаимодействием функцией  обороны с социальной функцией государства. Вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей успешно решаются функцией охраны правопорядка.

Тесное  взаимодействие оборонной деятельности государства с его внутренними  функциями позволяет решать двуединую  задачу: с одной стороны укрепляется  обороноспособность страны, с другой обеспечиваются благоприятные условия  для мирного созидательного труда  для во всех сферах внутренней и внешней жизни страны.

Достижения  в мировой оборонной промышленности высочайшего уровня развития оружия массового поражения заставило  мировое сообщество бороться за гуманизацию военного противоборства, если таковое в силу объективных причин возникнет между враждующими государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.

2.4. Охрана мировой окружающей среды.

Противоречивость  взаимоотношений общества и природы  во 2-ой половине XX столетия приняла угрожающие масштабы. Именно человеческая деятельность является причиной вызывающей разрушение озонового экрана, кислотные дожди, химическое и радиоактивное загрязнение окружающей среды. Преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, развития научно-технического прогресса, увеличения числа и массы вовлекаемой в хозяйственный оборот, но человек, в отличие от всего остального живого мира, обладает разумом, и значит обязан познать, что существует запретная черта, которую он не должен переступать, чтобы не разрушить свое будущее.

Необходимость заботиться об окружающей среде люди поняли очень давно. Из глубокой древности  до нас дошли сведения об особо  охраняемых «священных» рощах, «заколдованных»  озерах, религиозные табу на вылов  рыбы и добычу животных. Именно на местах священных рощ, монастырских владениях  возникли первые заповедники «резерваты». Национальные и природные парки, заказники, заповедники организованы во всех странах мира. Однако отдельные, хотя и строго охраняемые участки  биосферы, не решают проблем, связанных  с общим ухудшением окружающей природной  среды. Необходимость согласования с соседними странами использования  природных ресурсов, а также вопросы, касающиеся мигрирующих животных, осознали еще в XIX веке, поэтому европейские государства заключили ряд двусторонних соглашений и международных конвенций: о ловле устриц (Франция и Англия, 1839г.),  охране полезных птиц ( Австро-Венгрия и Италия, 1875 г.) и морских котиков ( Россия, США и Япония, 1897 г.), регулировании лова рыбы в Северном море ( 1832г.) и др.

В послевоенные годы было создано несколько организаций  природоохранной направленности: Программа  при ООН по окружающей среде ( ЮНЕП), Всемирный фонд охраны дикой природы ( ВВФ), Фонд ООН по проблемам народонаселения, Green Peace и др. 

Три последних  десятилетия XX века и начала XXI века характеризуются активным включением всех государств в решение социально-экологических проблем в общемировом масштабе. 5 июня 1972 г. в Стокгольме ( Швеция) состоялась конференция ООН по проблемам окружающей среды ( именно эта дата ежегодно отмечается как Всемирный день защиты окружающей среды). Принятая конференцией Декларация принципов четко провозгласила требование сочетать социально-экономическое развитие с мерами по сохранению природной среды, всесторонне учитывая при этом интересы как экономически развитых, так и развивающихся стран. Первый принцип отраженный в Декларации гласит: «Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». Для претворения в жизнь принятых принципов Конференция утвердила план мероприятий, который включая свыше ста конкретных рекомендаций, и создала специальную реализацию для их реализации – ЮНЕП. В этот же период были осуществлены успешные кампании по спасению редких видов животных: тигра в Индии, белого носорога в Африке, дрофы в России, сокола-сапсана в США и др.; по снижению уровня загрязненности территорий и акваторий в ряде регионов; по управлению стихийными демографическими процессами в отдельных развивающихся странах ( Китай, Индия).

В Рио-де-Жанейро  в июне 1992 г. состоялась  Конференция  ООН по окружающей среде и развитию, в работе которой приняли участие 18 тыс. делегатов и экспертов из 179 стран. Конференция жестко и безальтернативно выразила взаимозависимость экологии и экономики: экология без экономики  – это всеобщая нищета, а экономика  без экологии – это всеобщее самоуничтожение. Особое внимание на Конференции уделили обязательности проведения экологических экспертиз экономических проектов  с участием природоохранной общественности.

В международных  Договорах и Соглашениях выделены объекты окружающей среды относящиеся к общемировым – Атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос.

Атмосферный воздух. Меры международного сообщества направлены на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей  атмосферы и охрану озонового  слоя от разрушения. Международные  отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 года, Монреальским (1987 года) и Венским ( 1985 года) соглашениями по озоновому слою, и другими документами.

Мировой океан ( Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны и связанные с ними моря). Содержит большое количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, обеспечивает транспортные назначения, поэтому использование го должно проводиться в интересах всего человечества.9

Антарктида  – это материк мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде ( 1959 год) провозглашена свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды. В Протоколе подписанном в 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде отражены более жесткие меры по охране окружающей среды материка.

Космос. В международных Договорах по использованию космического пространства установлена недопустимость национального  присвоения частей космического пространства, недопустимость вредного воздействия  на космос и загрязнения космического пространства, ограничения для военного использования космоса.

Россия  участвует во всех мероприятиях по охране окружающей среды. Нашей страной  выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например по защите морской среды  Балтики ( г. Мурманск 1987 год), по природоохранному взаимодействию в Азиатско-тихоокеанском регионе ( г. Красноярск 1988 год) и др. приняты законы в области природопользования и охраны окружающей природной среды: Федеральный закон «об охране окружающей среды» ( 2002 год), Федеральный закон «об экологической экспертизе» ( 1995 год), Федеральный закон «об особо охраняемых природных территориях» ( 1995 год), Федеральный закон «об охране атмосферного воздуха» ( 1999 год),  Федеральный закон «о радиационной безопасности населения» ( 1995 год) и многие другие.

Глобальный  характер многих современных экологических  проблем требует согласованных  международных усилий , так как избежать перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу возможно только общими усилиями всего человечества.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Изучив  и проанализировав сущность, цели, задачи государства и его внутренние и внешние функции приходишь  к выводу, что и в XXI веке каждая страна в целях сохранения собственного существования вынуждена следить и анализировать действия соседних, и не только, государств на международной арене, чтобы понять истинную цель этих действий. Несмотря на богатый исторический опыт в основе действий любого государства осталось стремление осуществить свои интересы не считаясь с интересами других государств. Создание международных экономических, финансовых, политических организаций производится с целью оказания финансовой, технической, социально-экономической поддержки слаборазвитым странам. Однако условия оказания такой помощи получаются «кабальными». Так, оказание финансовой помощи Международным Банком Реконструкции и Развития странам Африки, Азии, Южной Америки может предоставляться только на следующих условиях – создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля за экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий от национализации и др. Что это – как не экономическая «кабала». И прежде чем заключить договор, любому государству необходимо неоднократно рассчитать последствия такого сотрудничества.

В последние  десятилетия резко усилилось  стремление ТНК к господство в мировой системе хозяйства и подчинению своим интересам мелкого и не монополизированного производства, применяя при этом методы недобросовестной конкуренции – прямое насилие, бойкот, принудительные слияния и другие методы давления на конкурента.

И во внешних  функциях государств появилось новое  направление – многосторонние регулирование  международной деятельности ТНК, чтобы  препятствовать их во внутренние дела принимающих стран, не позволять  распространению на принимающую страну законов и положений страны происхождения, не допускать монополизации рынков. В результате изменений приоритетов в мировом хозяйстве основной внешней функцией государства стала не оборона от внешней агрессии, а экономическая интеграция в международном сотрудничестве, чтобы сохранить своё влияние на международной арене.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография.

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Договор о Европейском Союзе, 1992.
  3. Собрание законодательства РФ, 2000.
  4. Конвенции по морскому праву,1982 .

    Литература:

  1. Черноголовкин Н.В. «Теория функций социалистического государства». М., 2000.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник / А.Б. Венгеров. – М., 2005.
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права : учебник / С.А. Комаров. – М., 1998.
  4. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. – М., 1998.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник / М.Н. Марченко. – М., 2008.
  6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М.Н. Марченко. – М., 2008.
  7. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права : учебник / В.С. Нерсесянц. – Просвещение
  8. Протасов В.И. Теория государства и права : учебник / В.И. Протасов. – М., 2001.
  9. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.
  10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2001.
  11. Новейший справочных необходимых знаний от альфы до омеги. Рикол Классик, М. 1999 г.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник / В.Н. Хропанюк. – М., 1999.

Информация о работе Внешние функции государства: понятие, классификация